Автоматизируй это или электронное взаимодействие с ФССП России
За последние несколько лет активное развитие информационных технологий коснулось и деятельности органов исполнительной власти. Это, конечно, не может не радовать, ведь переход на электронный документооборот облегчает жизнь и самим государственным представителям, и их контрагентам. Например, ФССП России постоянно увеличивает интенсивность документооборота с банками и настоятельно рекомендует финансовым институтам переходить на электронный способ взаимодействия. О том, какие сервисы ФССП перешли в разряд электронных и автоматизированных, рассказала начальник управления информационных технологий ФССП России Наталья Владимировна Звягина.
Наталья Владимировна, какие процессы автоматизируются в вашей службе в рамках взаимодействия с финансовыми учреждениями?
Автоматизация взаимодействия между ФССП России и банками включает организацию электронного документооборота по направлению в банки (исполнение банками) запросов и постановлений судебных приставов-исполнителей. Для упрощения и оперативности взаимодействия разработаны проект типового соглашения, унифицированные форматы обмена данными, единые требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица ФССП России, вынесенного в форме электронного документа, утвержденные приказом ФССП России от 22.04.2015 № 248.
Также в целях оптимизации электронного документооборота в АИС ФССП России реализован механизм автоматического формирования запросов судебного пристава-исполнителя, направляемых в кредитные организации в рамках исполнительных производств. Запросы СПИ в кредитные организации формируются в автоматическом режиме после возбуждения исполнительного производства.
Какие проблемы это решает?
Данные процессы ускоряют и упрощают процедуру подключения кредитных организаций к электронному документообороту с ФССП России как в части исполнения запросов, так и постановлений судебных приставов-исполнителей. Обеспечивают оперативное тиражирование электронного документооборота с банками по всей России. Это позволяет повысить эффективность исполнения исполнительных производств, а также снизить трудозатраты на проведение исполнительных действий.
Какие были предпосылки у автоматизации этих бизнес-процессов?
Электронное взаимодействие вызвано не только потребностями самих финансовых институтов и развитием современных технологий, так как ускоряет работку банков по обработке документов, поступающих из ФССП России, но и потребностями ФССП России в части повышения эффективности исполнения исполнительных документов. Мы теперь можем обработать бОльшее количество исполнительных производств и появляется возможность работать и по незначительным суммам. Кроме того, благодаря внедрению автоматизации увеличивается количество исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением по результатам списания денежных средств.
К каким сервисам ФССП России кредитные организации могут подключиться уже сегодня?
В данный момент банки могут подключиться к нескольким электронным сервисам ФССП России. Например, обеспечивающим направление запросов судебных приставов-исполнителей (прием ответов банка) о наличии денежных средств на счетах должника. Или постановлений судебных приставов-исполнителей (прием ответов банка об исполнении) об аресте (отмене ареста), обращений взыскания (отмене обращения взыскания) на денежные средства на счетах должника. Также доступен прием запросов банка (направление ответов судебного пристава-исполнителя) о ходе исполнительного производства.
Скажите, а насколько активно банки автоматизируют взаимодействие с ФССП России?
Достаточно активно. Взаимодействие с банками осуществляется как на федеральном, так и региональном уровнях. На федеральном уровне заключены соглашения с 91 кредитной организацией. В части исполнения запросов судебных приставов-исполнителей о наличии денежных средств на счетах должника мы взаимодействуем с 59 кредитными организациями и 23 банка проходят тестирование. Если говорить о постановлениях судебных приставов-исполнителей по аресту и обращению взыскания на денежные средства на счетах должников, вынесенных в форме юридически-значимого электронного документа, то взаимодействие ведется с 13 кредитными организациями.
Наталья Владимировна, над чем сейчас трудитесь в части дальнейшей автоматизации?
В настоящее время в среднем в сутки ФССП России направляет в банки порядка 3 млн. электронных запросов. Для повышения результативности работы с банками проведена работы с ФНС России в части получения информации о счетах юридических и физических лиц, открытых в банках. Данная информация о счетах будет поступать к ФССП России, и служба будет направлять адресные запросы в те банки, в которых есть счета должника. Уже в первом квартале 2016 года ФССП России и ФНС России начнут опытную эксплуатацию по направлению запросов и получению ответов о наличии счетов.