Цифровое исполнительное производство: текущие возможности и перспективы
Электронное правосудие и исполнение.
Эксперт: Игорь Тимошенко, руководитель управления принудительного взыскания АктивБизнесКонсалт (АБК).
Для скорейшей реализации суперсервиса «Цифровое исполнительное производство», который может значительно облегчить взаимодействие взыскателя и ФССП, необходимо принять изменения в некоторые законодательные акты РФ. Такие изменения представлены в Проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов». Данный законопроект, разработан ФССП в целях реализации подпункта 1.1 дорожной карты реализации суперсервиса «Цифровое исполнительное производство», которая утверждена протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 11 июля 2019 г. № 11. Документ опубликован на https://regulation.gov.ru/projects#npa=109098.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, основными целями создания суперсервиса «Цифровое исполнительное производство» являются: повышение осведомленности сторон исполнительного производства, повышение прозрачности работы судебного пристава по исполнительному производству для сторон исполнительного производства, упрощение процесса предъявления исполнительных документов взыскателями на исполнение, упрощение процесса подачи заявлений, жалоб, ходатайств в Федеральную службу судебных приставов.
Наиболее интересные изменения, которые нас ожидают в рамках реализации суперсервиса «Цифровое исполнительное производство»:
Электронное взаимодействие взыскателей и должников с ФССП России будет осуществляться:
• Через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
• Через подключение к интерфейсу программирования приложений (API) Единого портала государственных и муниципальных услуг
• Через личный кабинет ЕПГУ для зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА)Физических и юридических лиц.
Единым каналом уведомления сторон исполнительного производства становится Единый портал государственных услуг. Стороны исполнительного производства, зарегистрированные на ЕПГУ, будут получать уведомления о ходе исполнительного производства через ЕПГУ, а также, с их согласия, через другие организации, в том числе коммерческие - например, банки, операторы сотовой связи.
Суперсеврис предполагает создание реестра исполнительных документов. Он будет представлятьэлектронный реестр всех вынесенных исполнительных документов. Юридической значимостью наделяется запись в реестре. Бумажный оборот исполнительных документов будет заменен на электронное онлайн взаимодействие с Реестром исполнительных документов.
Законопроектом предусмотрено введение дополнительных идентификаторов, как должника, так и взыскателя. Предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе должны быть указаны дата и место рождения истца (взыскателя) и ответчика (должника), а также одного из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства) истца (взыскателя). Для юридических лиц предусмотрено указание основного государственного регистрационного номера. (ОГРН).
Появится возможность направления судом электронного исполнительного документа в ФССП в электронном виде. Его изготовление на бумажном носителене потребуется. Исполнительное производство в этом случае будет возбуждаться без заявления взыскателя.
Так же появится возможность принятия решений по исполнительному производству в автоматическом режиме. Вводится понятие – постановление Федеральной службы судебных приставов. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя. Решения Федеральной службы судебных приставов по вопросам исполнительного производства могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов). Вышеуказанные решения оформляются постановлениями Федеральной службы судебных приставов, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью Федеральной службы судебных приставов.
Федеральной службой судебных приставов в целях идентификации должника и взыскателя могут запрашиваться необходимые сведения, в том числе персональные данные, а также в целях уведомления должника и взыскателя их номера телефонов у органов и организаций с использованием государственных информационных систем. Органы и организации должны будут предоставлять запрошенные сведения в течение одних суток с момента поступления запроса.
Следует отметить, что реализация законопроекта будет способствовать повышению эффективности принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, сокращению затрат бюджетных средств, связанных с вынесением судебными приставами-исполнителями процессуальных документов, а также обеспечению прав граждан на своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Читать других экспертов на РынокВзыскания.рф:
Как коллекторы приспосабливаются к новой реальности: опыт агентства «СКМ»
Павел Михмель: «Цены на цессию улетели в космос»
Максим Богомолов, руководитель АСВ: основные задачи и тренды IT-решения на рынке взыскания