Первое успешное IPO российской МФК
В начале апреля МФК «Займер» объявила о намерении провести IPO на Мосбирже. Первое публичное предложение прошло успешно. Участники рынка считают, что в ближайшее время ожидать массовых размещений МФО и взыскателей не придётся — требования к эмитентам высоки, как со стороны бирж, так и со стороны потенциальных инвесторов.
Акции ПАО МФК «Займер» включены в расчет индекса IPO, который Московская биржа начала публиковать начиная с 19 апреля 2024 года. Как сообщили в компании, новый рублевый индекс Мосбиржи получит код MIPO и сможет выступать бенчмарком для создания биржевых паевых инвестиционных фондов.
В «Займере» добавили, что акции соответствуют требованиям вхождения в индекс IPO — доля акций эмитента в свободном обращении должна быть не менее 5% с капитализацией не ниже 10 млрд рублей. Мосбиржа установила начальное значение индекса на уровне 1000 пунктов и будет рассчитывать его раз в день, при этом ретроспективный расчет индикатора доступен с ноября 2021 года. Пересмотр базы расчета индекса Мосбиржа будет проводить раз в квартал.
Для большинства МФО — только акции, для коллекторов — и облигации
Благодаря IPO компании привлекают средства, получают независимую рыночную оценку капитализации и значительный интерес масс-медиа. По мнению директора по устойчивому развитию Summit Group Амиры Васильевой, можно ожидать ещё несколько IPO МФО и крупных коллекторских агентств в перспективе 2024–2025 годов. Однако говорить о том, что счет первичных публичных предложений в ближайшие несколько лет может пойти на десятки, пока не приходится.
«С одной стороны, в целом, любая компания любой отрасли может продать часть своих акций на открытом рынке, разумеется, с оговоркой, что по форме собственности она является публичным акционерном обществом. Более того, если говорить именно про МФО, то формально на акции не распространяются столь же жесткие правила, как на облигации», — объяснила г-жа Васильева.
Облигации, в отличие от акций, это долговой инструмент, дающий право владельцу на получение дохода, гарантированного эмитентом. Но их могут выпускать лишь МФК — крупнейшие микрофинансовые организации, обладающие правовым статусом «микрофинансовая компания», — это порядка 3% от общего количества действующих МФО, а купить их могут только квалифицированные инвесторы. У участников рынка профессионального взыскания, аналогичных ограничений, кстати, нет.
Выгодно, но сложно и дорого
«Важно понимать, что публичное размещение – дорогая, сложная и длительная процедура. Компания, которая нацелена на IPO должна быть готова не только потратить достаточно большую сумму денежных средств на комиссии, консультации и другое, но обеспечивать высокий уровень открытости и публичности. Что, кстати, тоже стоит денег. Кроме того, вернемся к сути вопроса: продажа акций — это продажа части своего бизнеса. Не все собственники на это готовы пойти», — подчеркнула г-жа Васильева.
Как рассказал аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын, для того чтобы провести IPO, компания должна подготовить отчётность по Международным стандартам (МСФО), провести вместе с банками-организаторами процедуру тщательного изучения — due diligence, подготовить проспект эмиссии. Хотя технологические компании могут размещаться уже при годовой выручке в 300 млн руб., для попадания в основной листинг биржи выручка должна превосходить миллиард рублей.
«Но чтобы андеррайтеры согласились организовывать размещение, оплата их услуг должна быть привлекательной, а она ориентировочно составляет несколько процентов от объема размещения. Поэтому типичный портрет эмитента — это выручка в несколько миллиардов рублей, капитализация — около десяти миллиардов или выше, объем размещения — порядка миллиарда. Иначе желающего стать андеррайтером найти будет трудно, ведь процесс подготовки к IPO занимает около года», — объяснил эксперт.
Заинтересовать инвесторов
Еще один важный аспект – интерес со стороны непосредственно инвесторов. Его, по словам г-жи Васильевой, как правило, представляют либо лидеры рынков, либо представители сегментов, отличные от других компаний по тем или иным характеристикам, с перспективами роста.
«МФО – прибыльные и растущие компании, но на очень конкурентном рынке и с высокими рисками. Они позволяют диверсифицировать портфель акций компаний финансового сектора. К примеру, у “Займера” чистая прибыль составляет 6,1 млрд руб. Хотя эта компания — крупнейший игрок рынка микрокредитования, но ее долю рынка оценивают лишь в 5,6%. Соответственно, прибыль могут съесть расходы на маркетинг”, — объяснил г-н Делицын. — “Займер” хорошо выбрал момент для размещения, когда после удачного IPO лизинговой компании “Европлан” образовалось свободное “окно”, а интерес инвесторов очень высок. Ожидается, что в дальнейшем IPO будет очень много, так что и “втиснуться” будет сложно».
Общая доля IPO растёт
Тем временем, доля купленных на IPO акций в портфелях частных инвесторов к концу марта 2024 года составила 1,6%, следует из данных Мосбиржи, которые привёл РБК (https://www.rbc.ru/finances/16/04/2024/661e4f869a79475bd03d10d1). Ранее биржа не раскрывала этот показатель. По данным на апрель 2023 года, доля таких бумаг составляла менее 0,1%. Она начала расти с осени 2023 года, когда на бирже активизировались первичные размещения после длительной паузы. В ноябре 2023 года доля IPO-бумаг в портфелях инвестора превысила 0,5%, в январе 2024 года — почти достигла 1%.
Также растет доля IPO-бумаг и в объеме торгов всеми акциями. Весной 2023 года доля новых бумаг в торгах не превышала 0,2–0,3%, а в октябре этого же года достигла 2%. Наиболее высоким показатель был в феврале 2024 года — более 4,5% в объеме торгов всеми акциями, по итогам марта показатель скорректировался до чуть более 3,5%.
***
Благодаря IPO компании привлекают средства и получают независимую рыночную оценку капитализации. Однако публичное размещение — дорогая, сложная и длительная процедура. Эмитент должен обладать выручкой в несколько млрд рублей, капитализация должна составлять около десяти млрд или выше, а объем размещения — порядка 1 млрд.
Большинство МФО могут выпускать только акции, чтобы выпустить облигации, нужно обладать правовым статусом МФК. Важно отметить, что у коллекторских организаций подобного ограничения нет. По оценкам экспертов, потенциал публичных размещений на рынке МФО даже в долгосрочной перспективе ограничен 20–30 крупнейшими игроками. Но то, что все они решат выйти на IPO — тоже маловероятно.
Одновременно, доля купленных на IPO акций, растёт как в портфелях инвесторов, так и в общем объёме торгов. При этом активы в виде бумаг «средних» участников рынка могут не заинтересовать потенциальных инвесторов.