Стратегия и тактика взыскания дебиторской задолженности
Пошаговая инструкция по взысканию просроченной дебиторской задолженности. Каждый из приведенных этапов урегулирования взаиморасчётов следует применять с учётом специфики ситуации. Алгоритм действий поможет компании выработать эффективную методику истребования долгов.
Олег Мясников, к.ю.н, автор в экономическом журнале РынокВзыскания.рф.
В новый год многие компании шагнули со старым грузом проблем. Одной из них является кризис неплатежей, во многом связанный с затянувшейся пандемией COVID-19.Особенно остро эту проблему ощущают компании, у которых резко сократились объемы выручки из-за снижения деловой активности на финансовых и товарных рынках. Задержка расчетов контрагентов создаёт эффект домино и не позволяет своевременно и в полном объёме рассчитываться с партнёрами фирмы, её работниками, и бюджетом.
Рассмотрим основные шаги тактики взыскания дебиторской задолженности:
- Контроль за состоянием расчетов с контрагентами.
- Ведение постоянных, активных переговоров с должником.
- Претензионная работа.
- Судебное взыскание.
- Исполнительное производство.
Контроль за состоянием расчетов с контрагентами.
Прежде всего, нужно установить контроль за полнотой и своевременностью оплаты контрагентам и поставленных товаров. Для этих целей можно выбрать один из следующих вариантов:
- создать отдельную службу мониторинга дебиторской задолженности;
- поручить эту работу одному из подразделений фирмы;
- воспользоваться услугами аутсорсинга.
При этом важно разработать систему мотивации труда для сотрудников, которые будут мониторить состояние расчётов с контрагентами, и взыскивать долги. Так, можно предусмотреть бонусы в процентах от возвращенного долга.
Во многих организациях дебиторская задолженность отслеживается бухгалтерами, которые фиксируют факты несвоевременной оплаты долгов, но не всегда оперативно реагируют на них. Застаивание плаьежей понижает вероятность их получения. Такое положение вещей обусловлено отчасти тем, что бухгалтеры не имеют юридического образования и опыта истребования долгов, и загружены текущей работой по отражения в учёте массы финансово-хозяйственных операций. Чем дольше должник не платит тем меньше шансов, что заплатит.
В связи с этим мониторингом задолженности должны заниматься юристы, имеющие опыт истребования долгов и менеджер, ведущий клиента (покупателя, партнера).
Ведение постоянных, активных переговоров с должником.
После того, как работники службы мониторинга задолженности выявили неоплаченные в установленные договором сроки суммы, важно выработать правильную стратегию взыскания долга для каждой конкретной ситуации.
На первом этапе нужно провести переговоры с представителями должника (свидетельсва обращений с просьбами вернуть долг сохранять):
- дистанционным способом: по телефону, с помощью Skype, Zoom или WhatsApp;
- при личной встрече: в офисе одной из компаний, или на нейтральной территории.
Второй способ коммуникации является более эффективным, поскольку, как установили психологи, большая часть информации при общении передаётся невербальным путём. Однако в условиях пандемии COVID-19 и удалённой работы, дистанционное общение является вполне приемлемым.
К тому же при большом количестве дебиторов и их территориальной удаленности вряд ли целесообразно нести расходы на командировки и увеличивать штат юристов.
Претензионная работа
В том случае если устные переговоры не привели к желаемому результату, нужно переходить к следующему этапу истребования долгов. На этом этапе надо подготовить письменную претензию со ссылкой на следующие данные:
- нормы законодательства (например, ст.ст. 309, 314 ГК РФ);
- положения договора;
- совершенные финансово-хозяйственные операции;
- счета-фактуры и первичные документы.
В претензии следует сформулировать просьбу погасить задолженность и предупредить, что в случае неоплаты долга, компания обратится в суд и кроме основного долга будет истребовать неустойку и судебные расходы.
Необходимо приложить к претензии акт сверки взаимных расчетов. Подписанный уполномоченными лицами акт поможет подтвердить сам факт наличия задолженности, а также продлить течение срока исковой давности.
Как показывает практика, претензионная работа во многих случаях позволяет получить денежные средстваещё на досудебной стадии. Это поможет сэкономить время и деньги.
Судебное взыскание
Одни фирмы не могут своевременно рассчитаться по долгамв силу объективных причин, а другие – не хотят. На последних рассмотренные выше меры могут не произвести должного впечатления. Для таких должников самым эффективным методом работы является судебная процедура урегулирования задолженности.
На этом этапе нужно подготовить исковое заявление, приложить к нему пакет документов, оплатить госпошлину или подать заявление об отсрочке её уплаты. Здесь важно правильно выбрать судебный орган, в который будет направлен иск. Как правило, споры рассматриваются в суде по месту нахождения ответчика. Но из этого правила имеются исключения, например, в договоре может быть предусмотрена другая подсудность. Кроме того, важно соблюсти досудебный порядок разрешения спора для определенной категории дел.
Исполнительное производство
Выигранный спор в суде – это ещё не окончательная победа. Практика показывает, что многие судебные решения так и остаются на бумаге. Для того чтобы добиться реального исполнения судебного акта нужно организовать эффективное взаимодействие с приставами-исполнителями. Здесь важно не ограничиваться формальной процедурой: направить исполнительный лист и ожидать, когда деньги поступят на расчётный счет компании.
Необходимо активно взаимодействовать с приставами и периодически напоминать о себе: звонить, встречаться, интересоваться ходом исполнения решения. Держать руку на пульсе финальной стадии взыскания задолженности, не терять контакт с ситуацией.
Читать других экспертов на РынокВзыскания.рф:
Как коллекторы приспосабливаются к новой реальности: опыт агентства «СКМ»
Павел Михмель: «Цены на цессию улетели в космос»
Максим Богомолов, руководитель АСВ: основные задачи и тренды IT-решения на рынке взыскания