Эксперты ждут восстановления торгов на рынке взыскания в 2021 году
Ожидаемое экспертами увеличение предложения просроченных банковских долгов не произошло - размер портфелей по итогам 2020 года составил 262 млрд рублей, что на 45% меньше цифр, которые прогнозировали игроки рынка. Теперь восстановления рынка ждут в 2021 году.
Пандемия и связанные с ней ограничения оказали значительное влияние и на рынок взыскания. В частности, было значительно сокращено предложение по просроченной банковской задолженности. Это связано в том числе со сложностями осуществления торгов во время пандемии, поэтому во второй половине 2020 года, когда ограничения либо сняли, либо ослабили, эксперты ожидали роста предложения и спроса.
Итоговые цифры оказались меньше прогнозируемых экспертами и меньше показателей прошлого года. Объем выкупленных в 2020 году портфелей составил 236 млрд рублей, что на 22% меньше показателей 2019 года. При этом предложение составило 262 млрд рублей, хотя эксперты прогнозировали цифры на 45% больше.
В то же время представители НАПКА отметили, что показатель закрытых сделок составил 90% (самый большой за последние годы) при средней цене в 4,5%, что на 1,8 п.п. выше, чем за последние пару лет.
От 2021 года эксперты, в частности президент НАПКА Эльман Мехтиев, ожидают восстановления рынка. Так, НАПКА прогнозирует рост объема предложения до 350-400 млрд рублей по итогам 2021 года (правда, их прогноз на прошлый год в 380 млрд рублей так и не был реализован). О реализации отложенного эффекта в сфере взыскания в этом году говорил и управляющий директор НАО «ПКБ» Павел Михмель, который прогнозирует рост объема предложений по продаже просроченной задолженности.
Генеральный директор «Дебекс» Саша Данилов также предсказывает рост рынка - за счет качества долгов: «В банковском сегменте действительно наблюдалось некоторое снижение предложения, но стоит учесть, что также изменяется структура продаваемого долга. Увеличивается предложение по более молодой просрочке. Вероятно, что этот тренд будет продолжаться и дальше: банки расчистят свои самые старые долги, просрочка в среднем будет молодеть, что полностью соответствует европейским трендам. При этом объем продаваемого долга может и не расти, но за счет качества долгов будет увеличиваться стоимость, как следствие, и рынок».
Саша Данилов отметил также рост в сегменте МФО, который вырос как по размеру продаваемого долга, так и по общей стоимости. Количество продаваемых портфелей выросло более, чем в 3,5 раза, объем ОСЗ - в 3 раза, средняя цена выросла на 22%. При этом Саша Данилов прогнозирует возможное продолжение тренда на рост рынка МФО и в 2021 году.
Генеральный директор «М.Б.А. Финансы» Федор Вахата также прогнозирует рост рынка: «Мы ожидаем постепенное восстановление рынка продаж долгов за счет отложенного эффекта. В прошлом году кредитные организации проводили программы рефинансирования и предоставляли кредитные каникулы. При этом количество выдаваемых кредитов также сократилось, и некоторые организации решили переждать этот сложный период и приостановили взаимодействие с коллекторами, что незамедлительно сказалось и на самом предложении. Но по мере восстановления деловой активности будет расти и предложение. Экономическая ситуация остается достаточно сложной (мы наблюдаем сокращение доходов населения и повышение уровня безработицы), что в свою очередь скажется и на обслуживании кредитов и увеличении спроса на продажу долгов».
Основатель проекта «СХОД/КА» Максим Герасименко отмечает, что отсутствие увеличения предложения на рынке было ожидаемым: «Логично, что увеличение предложения просроченных банковских долгов не произошло от основных продавцов данного сегмента рынка. Мы считаем, что это абсолютно никаким образом не повлияло на изменения, которые произошли в 2020 году, потому что каждый игрок со стороны продавцов, а именно банки, действуют строго в соответствии со своими экономическими моделями. В этих моделях банки всегда четко понимают сколько «долгового балласта» им надо «скинуть» за год, сколько раз в год (обычно не более четырех) и по какой минимально приемлемой для них цене. При этом они имеют постоянных «потребителей», с которыми, как правило, заключены такие же годовые договоры на приобретение и/или реализацию этих долговых активов».