Проверок больше, протоколов - меньше
Количество случаев привлечения профессиональных коллекторов к административной ответственности снизилось за год на 8,3%: с 10% в 2022 году до 1,7% за аналогичный период 2023 года.
Это стало результатом продуктивной профилактической работы профильного ведомства и упорядочения нормативно-правовой базы. В то же время, по данным ФССП, 25% организаций-участников реестра не имеют ни одного контакта с должником. Это тревожный показатель, требующий внимания регулятора. Ещё одна проблема – медленный переход отрасли в электронный формат.
Свежие данные в ходе своего выступления на форуме «Лидеры цифрового развития» представил Игорь Савенко, заместитель директора федеральной службы судебных приставов, заместитель главного судебного пристава РФ, генерал-лейтенант внутренней службы. По словам г-на Савенко, такая динамика - достаточно устоявшаяся. За 7 месяцев 2023 года было составлено 4 613 протоколов. Это на 50% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из этого числа в отношении профессиональных коллекторов составлено протоколов всего 1,7%.
В мае 2023 года на Петербургском международном юридическом форуме ведомство представило следующую статистику: в 2022 году в отношении профессиональных коллекторских организаций было составлено 10% административных протоколов, около 30% касалось кредитных организаций и 57% - микрофинансовых организаций.
За 7 месяцев текущего года по статье 1457 вынесено 5 358 постановлений о привлечении к административной ответственности, из них - в отношении профессиональных коллекторских организаций 115 постановлений (2% от общего количества), в отношении микрофинансовых организаций – 1 910 постановлений (36% от общего количества). «Общая сумма задолженности, которую мы взыскали за 7 месяцев, составляет 222 млн руб.», - рассказал Игорь Савенко.
Микрофинансовые организации лидируют в списке нарушителей. По словам Игоря Савенко, корень проблемы кроется в том, что фильтры в части получения кредитов в РФ «достаточно расслабленные». Решение проблемы – включение кредитных и микрофинансовых организаций в сферу государственного контроля.
В марте прошлого года издано Постановление Правительства РФ №336, которое существенно ограничило вопросы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью. Были отменены практически все плановые проверки. За 7 месяцев 2023 года службой проведено 1 367 профилактических мероприятий. Это на 47% больше, чем за аналогичный период 2022 года, и в два с лишним раза больше, чем за 2021 год. Число профилактических визитов увеличилось за 7 месяцев текущего года в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Одним из основных критериев эффективности работы ведомства является количество обращений от граждан о нарушении их прав. За 7 месяцев 2023 года количество обращений в отношение профессиональных взыскателей составило 23 000 - всего 22% от общей массы обращений. Это самый маленький процент обращения в отношении профессиональных взыскателей за последние несколько лет.
Как сообщил замглавы ФССП, по всем исполнительным производствам, которые существуют сегодня в России, около 25% жалоб поступает от профессиональных взыскателей. Необоснованная подача жалоб со стороны представителей сектора, по словам Игоря Савенко, - отдельная проблема, которая существенно затрудняет работу системы. Он также коснулся проблем освоения портала Госуслуг, отметив, что медленный переход рынка взыскания на «цифру» - тревожная тенденция.
Отдельно замглавы ФССП остановился на вопросах ограничения деятельности по взысканию просроченной задолженности в четырёх новых субъектах РФ.
Таким образом, выступление Игоря Савенко охватило все основные аспекты развития отрасли, которые влияют - в том числе – и на работу профессиональных коллекторских агентств.
Оптимизация и цифровизация: ключ к снижению нагрузки на приставов
Выводы следующие: отрасль развивается, практика применения обобщается, законодательная база совершенствуется, нарушители привлекаются к ответственности.
В целом же, оценивая выступление замглавы ФССП, эксперты отмечают: служба накопила хороший опыт и понимание того, как работать с профессиональными коллекторскими агентствами. Ведомство эффективно выстроило работу и правильно её контролирует, о чём свидетельствует снижение соответствующих показателей. Однако, учитывая заявления службы, видно, что до полного понимания службой деятельности ПКО еще далеко.
Коллекторские агентства тоже, в свою очередь, стали работать лучше, более четко контролировать и выстраивать свои процессы, стремясь соблюдать законодательство и не напрашиваться на штрафы. Это говорит о том, что рынок взыскания на досудебной стадии становится более однородным, а коллекторские агентства - самыми законопослушными. Чего нельзя сказать о микрофинансовых организациях и частично о кредитных.
Вероятно, отсутствие риска исключения из реестра и потери лицензии из-за множества нарушений 230-ФЗ для микрофинансовых и кредитных организаций является причиной, по которой они не сдерживают свои службы взыскания, а полученные штрафы компенсируются за счет эффективности сбора задолженности. Ситуация должна измениться после вступления в силу новых положений закона, когда финансовые организации попадут под прямой надзор ФССП в части взыскания.
ФССП и профессиональные коллекторские агентства: есть ли возможность услышать друг друга?
В своем выступлении замглавы ФССП упомянул, что коллекторские агентства больше стали жаловаться на действия приставов в рамках исполнительного производства.
То, что служба видит такой дисбаланс в количестве жалоб, - это позитивный показатель. Констатация проблемы - половина её решения.
В действительности, эксперты рынка еще до введения 230-ФЗ и на протяжении действия первой редакции акцентировали внимание на том, что значительные ограничения взаимодействия в рамках досудебного взыскания и расширительное толкования норм закона надзорными отделами ФССП в регионах приведет к массовому переводу кредиторами дел с досудебной стадии на судебное и исполнительное производства, а это значительно увеличит нагрузку на судебную систему и ФССП. А дальше, учитывая значительную (в 10-17 раз больше нормы) загруженность судебных приставов-исполнителей, которые не успевают качественно выполнять свои обязанности в рамках 239-ФЗ «Об Исполнительном производстве», профессиональные коллекторские организации, выступая в роли кредитора или представителя кредитора, вынуждены обоснованно указывать в жалобах на недоработки, чтобы добиться исполнения по исполнительным документам.
Подобный итог был предсказуем. Особенно с учетом того, что возможности для коммуникации явно ограничены. К тому же отсутствует механизм предоставления новых контактных данных должников со стороны государства. В этих условиях у кредиторов не остается иного выхода, кроме как обращаться в суд. Таким образом, текущий рост количества жалоб на приставов и их действия (или бездействие) со стороны коллекторских агентств в рамках исполнительного производства стал прямым следствием проблем в коммуникации с заемщиками. Кредиторы просто не имеют возможности налаживать качественный диалог с заемщиками, что делает судебный процесс единственной альтернативой для урегулирования долговых обязательств.
Представители отрасли подтверждают свою готовность иметь больше возможностей взаимодействовать с заемщиками на досудебной стадии. Для этого надо предоставить больше опций получения контактных данных должников и законного общения с ними.
Отрадно, что одна из таких новых возможностей коммуникации с заемщиками появилась в рамках поправок в 230 Федеральный закон, которые вступят в силу в феврале 2024 года. Речь идет о возможности взаимодействовать с должниками через портал Госуслуг. Представители коллекторского сектора говорят, что это позитивный шаг. При условии, что он будет правильно реализован со стороны Минцифры.
Чтобы коллекторы больше коммуницировали с должниками, договаривались, и на досудебной стадии взыскивали долги, нужно, чтобы и должнику, и кредитору было экономически выгоднее завершить на данной стадии. В частности, помогла бы законная актуализация контактных данных заемщика, разумная позиция службы по способам коммуникации и взыскание затрат на судебную и исполнительные стадии. Административные меры борьбы не помогут, а только усугубят проблему.
Ещё один важный показатель, прозвучавший в докладе замглавы ФССП: 25% ПКО, включенных в реестр, не имели контактов с должниками вообще. Это говорит о том, что они были созданы для покупки долгов и осуществления только судебного взыскания задолженности. Это объективно «напрягает» службу: по мнению госструктуры, всю работу по взысканию задолженности выполняют судебные приставы-исполнители, а «огромную прибыль» получают коллекторы, «ничего не делая». Поэтому служба планирует бороться административными и иными мерами с теми организациями в реестре, кто преимущественно взыскивает долги через ФССП.
Очевидно, что ФССП не видит, как работает коллекторский рынок, какая большая и дорогостоящая делается работа на стадии судебного и исполнительного производства на стороне профессиональной коллекторской организации. При этом эффективность государственного принуждения сейчас позволяет покрыть такие издержки, поэтому многие новые компании даже не пытаются выстраивать свои досудебные инструменты и сразу переходят к судебному взысканию.
Эксперты рынка взыскания подтверждают: ФССП за последние 5 лет стала на порядок эффективнее взыскивать долги. Это привело к тому, что крупными коллекторскими компаниями было поднято множество старых долгов, которые на досудебной стадии уже были полностью отработаны, просужены и предъявлены в службу. А службе удалось взыскать по ним долги. Эти долги были куплены уже совсем давно за очень низкую цену. Поэтому компании показали по этим долгам хорошую прибыль. Однако сейчас рынок работает по другим ценам и правилам. Все учитывают высокую эффективность стадии исполнительного производства, и поэтому такая прибыль будет рынку только «сниться».