Должники стали меньше получать, но платят

Национальная ассоциация коллекторских агентств (НАПКА) подсчитала, сколько денег россияне могут направлять от своего ежемесячного дохода на погашение просроченной задолженности. Этот показатель упал в два раза - с 20 до 10%. При этом коллекторские агентства не отмечают падения эффективности взыскания, оценивая негативный эффект пандемии скорее как временный.
Пандемия коронавируса привела к падению реальных доходов населения и росту уровня безработицы. Так, Росстат отчитался об уменьшении реальных располагаемых доходов россиян за 2020 год на 3,5%. Уровень бедности в России за январь - сентябрь составил 13,3%. При этом, по данным НАПКА, число заемщиков с просроченными потребительскими кредитами выросло на 8% и по итогам января составило 5,4 млн человек. Такой прирост почти в 2 раза превышает показатели прошлых лет.
Эксперты предполагают, что снижение реальных доходов населения привело к значительному сокращению объема средств, направляемых на погашение просроченной задолженности. Если раньше после текущих трат оставалось около 20% от дохода, то сейчас этот показатель упал до 10%. При этом в среднем на должника в январе приходилось 1,2 кредита, а количество займов прямо увеличивает риск образования просрочки. В НАПКА считают, что тем, кто не смог справиться с платежами согласно графику, понадобится минимум 6-7 месяцев, чтобы их возобновить.
Негативные тенденции в сфере просроченной задолженности по итогам 2020 года отмечались и ФССП. Так, ведомство отчиталось об увеличении злостных неплательщиков по исполнительным производствам о взыскании задолженности на 2,4 млн человек, а общей суммы долгов – на 100 млн рублей.
Удивительно, что при таких данных экспертов, коллекторские агентства не видят просадки взыскания. Так, генеральный директор “АСВ” Максим Богомолов отмечает падение собираемости долгов в первую волну пандемии с постепенным последующим ростов показателей: “В нашей компании к концу года показатели выросли. При этом проанализировать весь 2020 год сложно, так как у нас сильно увеличился объем долгов в работе. Но можно сказать, что в целом взыск (то есть абсолютная цифра, которую удалось взыскать) вырос. Что касается эффективности (то есть объем взыскания к сумме долгов в работе), этот показатель сильно упал в апреле-мае, но затем постепенно рос и в декабре 2020 года даже превысил показатели декабря 2019 года - поднялся с 1,07 до 1,11%. Поэтому ухудшение показателей, конечно, было, но временное, хотя в целом показатели были бы еще выше, если бы не пандемия”.
Единственное простое объяснение хорошему взысканию на фоне падающих доходов - высокий уровень ответственности должника и профессионализм коллекторов. Похожие тенденции отмечает и генеральный директор компании “САВД”, Давид Цацуа: “Наша компания не фиксирует снижения роста эффективности в целом по году: в период самоизоляции эффективность снижалась на 30%, но к концу года все компенсировалось. Мы предполагаем, что эффективность "пандемийных" долгов будет ниже, но пока мы не можем этого оценить, так как такие долги только начинают передаваться в коллекторские агентства”.
Руководитель коллекторского агентства “Пойдем!” Александр Кислицын также отмечает временное падение эффективности взыскания на фоне пандемии с последующим восстановлением показателей: “2020 год начался для нас неплохо, но у нас специфическая статистика: до апреля 2020 года работали только с долгами банка «Пойдем!». На фоне пандемии мы увидели снижение на 25%, но к концу года эффективность восстановилась. При этом, если соотнести, то агентство сработало значительно лучше декабря 2019 года”.