Розыск денежных средств должников граждан. Задачка от судебного пристава-исполнителя
Взыскание долгов всегда было головной болью, как для взыскателей, так и для государственных органов принудительного исполнения решений судов.
Информацию о том, какие счета и в каких кредитных организациях имеются у должника –организации, можно получить в налоговом органе.
Но вот то, что касается физических лиц, то до недавнего времени такого единого банка данных не существовало и приставы направляли запросы в различные банки, настолько, насколько хватит сил.
Совсем недавно, ко мне обратился мой давний друг, который трудится судебным приставом-исполнителем вот с таким вопросом: «…Взыскатель кинул заяву направить запросы во все банки РФ. Их 946. Ты пристав))) твоя реакция?…» (орфография и пунктуация автора сохранены).
Безусловно, сделать 946 запросов это дело для очень трудолюбивых людей, но поскольку я и мой друг очень ленивые люди, мы нашли простое и изящное решение.
Правовое обоснование
В связи с изменениями, внесенными в Налоговый Кодекс РФ, а именно в пункт 1 статьи 86 Налогового Кодекса РФ, в налоговом органе в настоящее время сконцентрирована вся информация о наличии счетов, вкладов и т.п. физических лиц.
Пунктом 9 статьи 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель вправе запросить в налоговом органе следующую информацию:
(1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
(2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;
(3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
В связи с этим, в налоговом органе можно запросить следующую информацию о должнике:
(1) об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита);
(2) об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации;
(3) о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа;
(4) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
(5) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;
(6) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Решение задачи.
Как вы теперь понимаете, мой знакомый судебный пристав-исполнитель отказал взыскателю в направлении 946 запросов банк, ограничившись направлением запроса в налоговый орган.
Следует отметить, что судебные приставы-исполнители не знают об этих изменениях, в связи с чем рекомендуем направлять такие ходатайства взыскателям.
Через какое-то время все привыкнут, и запрос по «физику» в налоговый орган о наличии счетов будет такой же обыденной вещью, как и запрос по «юрику».
На чем бы хотелось закончить. В последнее время много претензий высказывается в отношении коллекторов – они грубы, их действия порой находятся на грани закона.
Думаю, что лучшей мерой, чем запрет коллекторской деятельности, является обучение и просвещение коллекторов.
Правовых средств для взыскания долгов много, просто о многих из них коллекторы не знают.
Это является одной из главных целей статьи – не запрещай, а предоставляй возможность.
Скачать ходатайство судебному приставу-исполнителю.
Автор: А.А. Шарон, 2016