Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
15 апреля 2024, 10:31
Аналитика рынка и цифры 107

Статистика как еще один инструмент рынка взыскания

Статистика помогает увидеть явление в целом и сформировать систему методов работы с ним. Как говорил Бенджамин Дизраэли, «в жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией». Какими цифрами характеризуется мир современных цессий и как они могут помочь в работе взыскателя на конференции «Аналитика и финансы долговых портфелей 2.0» рассказал Владимир Шикин, заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

Мир цессий в цифрах

Согласно данным НБКИ, сегодня суммарная задолженность частных клиентов с просрочкой свыше 30 дней – 2 016, 7 млрд руб., эта сумма долга складывается из 20,2 млн договоров. 8,7 млн человек имеют проблемы с обслуживанием долга, при этом в среднем на должника приходится 2,3 кредита.

Самая высокая доля просроченных договоров у микрофинансовых организаций – 46,93%, второй по величине сегмент – потребительские кредиты – 28,51%. Минимальное количество просрочек в автокредитовании и ипотеке по 0,75% и 0,27% соответственно.

Совсем по-другому картина выглядит, если рассматривать её в суммах просроченных задолженностей. Здесь больше половины всех долгов приходится на банковские потребительские кредиты – 52,2%. Почти равные доли занимают микрокредиты и просрочки по картам – по 16,89% и 15,24%.  Оставшиеся 8,63% и 6,05% приходятся на ипотеку и автокредитование.

Как обычно, самое закредитованное поколение – люди в возрасте от 50 до 59 лет. Здесь средний размер действующей задолженности 348,8 тыс. руб. и 156,4 тыс. руб. – средний размер просрочки.

Очень сильно качество кредитов зависит от региона. Самое высокое количество просрочки приходится на Северо-Кавказский округ: Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Северная Осетия. 28,8%–25,6% просрочки сроком более трёх месяцев. Лучше всего ситуация складывается в северных регионах: Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО. Здесь в NPL 90+ уходят всего 7,3%–8,5% долгов.

Порядка 90% всех задолженностей находится в сегменте NPL 120+. Здесь лидируют всё те же: потребительские кредиты, кредитные карты, микрозаймы. Просрочка 120+ указывает как правило на то, что заёмщик даже не планирует отдавать деньги. Столь легкомысленное отношение граждан к долгам объясняется всё более упрощающейся процедурой банкротства.

Банкротство – бич современного рынка

В 2015 году, когда в России была введена процедура банкротства физических лиц, признать человека банкротом мог только арбитражный суд, а при размере долга не менее полумиллиона рублей. Кроме того, потенциальный банкрот был обязан заплатить за очень дорогие услуги арбитражного управляющего. В 2020 году ввели упрощённую внесудебную процедуру банкротства. С этого момента тенденция начала приобретать лавинообразный характер. Если в 2020 году доля банкротов среди должников составляла 4,5%, то к 2023 этот показатель вырос до 13,2%. Учитывая, что в прошлом году процесс ещё более упростился, а порог входа в процедуру опустился до 25 тыс. рублей, ситуация начала приобретать угрожающие масштабы.

«Мы выделяем три категории банкротов, – рассказывает Владимир Шигин. – Первая – именно те, для кого эта процедура была разработана, люди, попавшие в тяжёлую ситуацию. Вторая – «законные мошенники», граждане, которые получают кредит именно с намерением банкротиться. Эта категория сейчас с подачи профессиональных раздолжнителей особенно сильно растёт. Ну, и, наконец, смешанный сегмент – люди действительно попали в безвыходную ситуацию, но затем, придя к антиколлекторам, пускаются во все тяжкие, начиная добирать долги до определённой суммы». В любом случае, ситуация уже начинает серьёзно влиять на финансовую эффективность работы как кредиторов, так и взыскателей. Новые вызовы заставляют профессиональных коллекторов использовать в своей работе новые инструменты.

Как помогают цифры?

Учитывая запросы рынка, в НБКИ создали скоринг, который выявляет склонность заёмщиков к банкротству. Он эффективно определяет банкротов на горизонте 12 месяцев. Модель применима как на этапе рассмотрения кредитной заявки, для отсечения потенциальных банкротов, так и в состоянии глубинной просрочки, для разработки результативной стратегии взыскания.

Эффективно оценивать портфель на этапе цессии поможет деперсонализированная статистика, которую даёт скоринг бюро. Определить стратегию взыскания можно с помощью кредитной истории заёмщика, коллектор имеет к ней доступ на протяжении всего кредитного договора плюс шесть месяцев после его завершения. Как правило, у неплательщика два или более долгов. Если он внёс платёж по одному из них, это сразу же отображается в его кредитной истории. Мониторя финансовое поведение должника, коллектор может успешно выстраивать процесс взыскания.

Статистика, в связке с цифровыми инструментами анализа, качественно повышает эффективность работы коллекторского агентства. Видя общую картину рынка, отчётливо прослеживая его тенденции, взыскателю гораздо удобнее выбирать методику своих действий, корректировать запросы, сроки и налаживать отношения с должниками.

Читать далее:

Поделиться :

Запросить доступ