Высокие цены и новые вызовы: о ситуации на рынке взыскания в 2024 году
В текущих финансовых условиях профессиональные коллекторские агентства сталкиваются с новыми вызовами. В особенности, когда речь заходит о покупке и управлении долговыми портфелями. Однако как в целом выглядит рынок? Об этом на своем выступлении в рамках конференции «Аналитика и финансы долговых портфелей 2.0» рассказал Максим Богомолов — генеральный директор ООО ПКО «АСВ». Редакция журнала «Рынок взыскания» публикует краткую версию его выступления.
О ситуации на рынке
Тезис: банковские цены упали, но это почти не ощущается. Рынок МФО, напротив, растет.
«В целом, банковские цены упали, хотя, конечно, с ментальной точки зрения это почувствовали не все. Во всяком случае в конкретных портфелях. Тем не менее в 2023 году цены, вроде как, стали ниже, чем были в 2021-ом, когда они были разогнаны. С другой стороны, в случае с МФО стоимость постепенно растет, но в том числе с учетом всего того, что продается по прямым договорам, а не только на площадках. Рынок МФО вырос и продолжает наращивать обороты».
Тезис: цены растут, но при этом сам объем долговых портфелей увеличивается не такими быстрыми темпами.
«В конце года банки нарастили на площадках объем выданного. Однако с точки зрения всего рынка, не только площадок, количество представленных долгов стабильно. В 2022 году было примерно 270 миллиардов и 258 миллиардов в 2023 году. В 2024 году эта цифра должна составить порядка 280 миллиардов рублей.
<…> Как покупатели, мы задаемся вопросом, долго ли она будет расти, поскольку маржинальность цены сильно падает. В целом уже есть портфели, по которым мы подозреваем, что мы можем сработать в убыток.
<…> Если вспомнить, то пять лет назад, до 2019 года, мы говорили о цифрах в 400 миллиардов выставленных долгов. Не все из них закрывались, но выставлялось достаточно много.
Тезис: банковские и микрофинансовые организации активно покупают долги. Это может спровоцировать рост цен.
«Многие банковские и микрофинансовые группы, которые имеют дешевые денежные средства, начинают интенсивно покупать долги. Они перестают заниматься своей непосредственной деятельностью, выдачей займов и кредитов, и начинают покупать очень много просрочки. Я этот парадокс, честного говоря, не очень понимаю, но эта инвестиция поддерживает и растит эту цену».
Резюме от эксперта: с точки зрения распределения покупателей, большая часть рынка де-факто принадлежит шести крупнейшим игрокам. Рыночная доля остальных участников в 2023 году составила 19% от объема всех проданных портфелей. В таких условиях в 2024 году цена на банковские портфели увеличится на 8%, отмечает эксперт. Предполагается, что цена на МФОшные портфели вырастет на 12%. Объем продаж — на 9%.
Взаимодействие с ФССП и возможные вызовы
Тезис: число приставов уменьшается, а нагрузка на них растет.
«Количество приставов за эти четыре года только уменьшалось. В 2020 году их было более 21 тысячи. Сейчас — 20 тысяч. В 2020 году каждый пристав вел 5 тысяч дел. Сейчас — 6,2 тысячи. Это все согласно статистике ФССП. При этом, согласно все той же официальной статистике, количество обращений по 229-ФЗ увеличилось с 500 тысяч в 2020 году до более чем 3 млн в 2023 году. При этом приставов стало меньше. Таким образом, нагрузка на сотрудников ФССП выросла в шесть раз».
Тезис: разные госструктуры предлагают оптимизировать взаимодействие с ФССП.
Возможные варианты:
- Мораторий на подачу в суд после покупки долга на 1-2 года.
- Оплата действий пристава.
- Обязательное взаимодействие с должниками.
- Обязательное комплексное урегулирование.
«Мораторий на подачу в суд может привести, с одной стороны, к увеличению горизонта планирования для нас. С другой стороны, это должно снизить объемы спроса на покупку и, может быть, снизит объемы предложения на досудебном этапе.
<…> Второй момент касается оплаты действий приставов. Сейчас мы только оплачиваем саму работу приставов, а нам еще нужно будет оплатить саму работу приставов за каждое действие. Соответственно, это приведет к росту затрат на стадии ИП и нас, таким образом, вынудят идти в досудебку. Спрос на портфели также может уменьшиться.
<…> Обязательное взаимодействие. Нас хотят обязать взаимодействовать с должниками определенными способами. Однако мы все знаем, что на те портфели, которые уходят в просрочку, от 80% до 95% не контактны. Если государство захочет нас вывести на этот сценарий, то нам будут нужны какие-то каналы для коммуникации, актуальные данные про должников.
<…> Обязательное комплексное урегулирование со стороны ЦБ РФ через финансового омбудсмена. Если бы это была чисто техническая вещь, реализуемая через какую-нибудь платформу, то это одна история. Но, если речь идет о физическом лице, который будет принимать решение или помогать, а этих людей у нас в стране сейчас не так много, то это снова приведет к дополнительным расходам, к увеличению срока работы на этой стадии и горизонта возврата денег».
Резюме от эксперта: при должном подходе новые правила в теории способны улучшить сферу досудебного взыскания. Разумеется, при наличии нормальных инструментов. В противном случае профессиональные коллекторы окажутся в ситуации, когда после покупки долга предается ставить работу на паузу, а после идти по знакомому пути — к примеру, через получения судебных решений или приказов.