Обзор коллекторского рынка
На Петербургском форуме взыскателей руководителю экономического журнала РынокВзыскания.рф Екатерине Лисиной удалось пообщаться с президентом Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Эльманом Мехтиевым. Они обсудили текущее состояние рынка и ряд вопросов, наиболее актуальных для массовых взыскателей.
Мы ожидали на мероприятии 200 человек, включая нашу команду, и эти ожидания оправдались. Плюс у нас было 90 онлайн-подключений, и все это говорит о том, что мы достигли поставленных целей. Но хотелось бы услышать и вашу оценку форума.
Программа получилась очень насыщенная и то, что приехало так много людей, подтверждает актуальность и значимость поднятых тем для игроков рынка взыскания. Изначально тематика форума казалось очень узкой, но в итоге ее актуальность показал широкий охват участников - это не только члены НАПКА, но и коллекторы, МФО, даже представители кредитных кооперативов. Поэтому, я надеюсь, что это мероприятие будет проходить и в дальнейшем, а обсуждение поднятых вопросов прояснит многие моменты в первую очередь для самих участников форума.
Давайте поговорим о текущем состоянии и развитии рынка. Реестр растет, при этом, пока одни компании заходят на рынок, другие громко, но редко уходят с нег. Финансовая модель коллекторского бизнеса требует постоянного вливания денежных средств. Цены на цессию в последнее время растут. Поэтому хотелось бы услышать ваш прогноз с точки зрения экономики компаний и мнение о том, как бизнес будет с этим справляться.
Во-первых, стоит учитывать, что любой бизнес, где есть конкуренция, это предпринимательство, предполагающее предпринимательский риск. Сейчас на рынке можно ожидать увеличения объема просроченных долгов, который является следствием того, что экономика не растет обещанными темпами. В то же время в экономике слишком много средств, которые инвесторам нужно куда-то вкладывать.
В прошлом году мы видели повышение цен на рынке уступки прав требования, но вряд ли это можно назвать окончательно сформировавшейся тенденцией. Чем более качественными будут долги и чем более качественной будет работа кредиторов с документами, клиентами и судебной системой, тем выше будут цены. Но ничего плохого в этом нет, особенно если учитывать опыт других стран. При этом те, кто сейчас приходит на рынок, не понимают, что это перспектива не пары лет, а пяти или даже десяти лет.
Конечно, нельзя не учитывать, что сейчас происходят некие процессы, которые могут стать триггерами для изменения даже не рынка, а самого бизнеса. Речь идет не о законодательных нововведениях, так как большинство из них обусловлены предстоящими сентябрьскими выборами, поэтому носят популистский характер. Это скорее о том, как меняется уклад цивилизации и отношение к инструментам. Технологическая революция была еще до пандемии, но именно она показала ее необходимость. Поэтому те, кто сейчас приходит в бизнес, должны будут либо гораздо больше инвестировать, либо им придется решать, продолжать ли заниматься этим бизнесом, так как рынок для них будет все меньше и меньше.
Давайте затронем тему роста реестра коллекторских агентств. За последние полгода в него вошли 26 компаний, и это довольно значительное число для рынка взыскания.
Я долго думал, как назвать происходящее сейчас на рынке - рост или распухание, но склоняюсь все - таки ко второму варианту. Так, ФССП в прошлом году делало анализ отчетов, сдаваемых за предыдущий период, и они показали, что 60 компаний (из примерно 200 на тот момент) сдавали пустые отчеты. То есть это организации, которые фактически ничего не делали. Но проблема даже не в этом. Для меня более актуальный и значимый вопрос - когда регулятор поймет, что на этом рынке, обслуживающем финансовые услуги, причем являющемся его частью, должны действовать те же самые правила регулирования. Я говорю про саморегулирование. Если на банковском рынке нет и не может быть такого механизма, потому что там есть гарантия вкладов от государства, то сегменты без такой гарантии, особенно услуги для физлиц, должны саморегулироваться для защиты самих потребителей и устранения недобросовестной конкуренции.
Вы говорили про популизм законодательных нововведений, и что это как раз является частью проблем рынка. Как вы думаете, есть ли шанс на то, что такой подход изменится и будут учитываться реальные потребности сегмента?
Конечно, всегда легче найти внутреннего врага, чем решать проблемы в экономике. Например, легче сказать, что проблемы в ЖКХ обусловлены нежеланием управляющих организаций заниматься судебными исками, из-за чего их передают коллекторам, чем подсчитать реальные затраты на судебные процессы. Соответственно, тут два варианта развития событий - либо эти компании уйдут в убыток и будут просить помощи у государства, либо властям придется пойти на повышение тарифов. И это как раз та цена, которую придется заплатить обычным потребителям за принятые законодателем решения. И да, гораздо дешевле и проще считать кого-то виноватым, чем реально исправлять ситуацию и, тем более, признавать свои ошибки.
В реестре ФССП сейчас около 350 коллекторов, причем половина из них не ведет активной деятельности. Но даже если взыть активную выборку, то между компаниями очень большая разница - есть крупные игроки с соответствующими ресурсами и мелкие, которых большинство. Вопрос в том, где реализовывать себя малым агентствам, учитывая, что выкуп больших портфелей им недоступен, где им искать свою нишу?
Любой бизнес начинается или потому, что рынок растет, и тогда он прощает любые ошибки, или компания ищет свою нишу. Происходящие сейчас технологические изменения не позволяют говорить о том, что из-за увеличения объема просроченной задолженности будет рост рынка и потребность в новых игроках, у которых нет технологических возможностей. Но это вовсе не означает, что нет ниш, в которых можно преуспеть. Например, одно коллекторское агентство около полутора лет назад приняло решение попробовать себя во взыскании алиментов. Они выбрали этот сегмент как свою нишу, и ровно за год работы им удалось помочь 1700 заявителям получить эти деньги. Конечно, де-факто они помогают приставам, но получается, что у людей, которые к ним обращались, получить деньги в порядке исполнительного производства не удалось.
Соответственно, ответ на этот вопрос лежит в плоскости классической бизнес-модели. Либо вы ищите свою нишу, не требующую технологий, и тогда не так важно, сколько придется заплатить налогов, либо вы ищете прорывную идею. Это очень дорого, но в итоге это окупается. У тех же, кто рассчитывает на бизнес-модель, построенную на росте рынка, будут проблемы. Так, в 2008 году розничные банкиры осознали, что рынок больше расти не будет - дальше будет только качественный рост. И вот из-за событий прошлого года другие сегменты финансового рынка, у которых не было подобных кризисов, тоже подошли к этой точке. Причем, как я уже говорил, я считаю коллекторские услуги частью рынка финансовых услуг, как это реализовано в США и других странах. И сейчас важно осознать, что экстенсивного роста больше не будет, даже если будет больше товара, с которым этот рынок работает.
При ответе на вопрос о малых агентствах вы начали говорить не о банковском взыскании, но вот интересно - есть ли у таких игроков возможность преуспеть в этом сегменте или это только вариант поиска других ниш?
Сегментов, в которых могут успешно заниматься взысканием небольшие агентства, много - это и уже упомянутые алименты, и дебиторская задолженность юридических лиц. Россия - это очень большая страна, где всегда можно найти возможности для роста, места, в которых никто сейчас не работает. Но подходить к освоению таких ниш нужно изначально с интенсивными технологиями. Подход, ориентированный на то, что люди беднеют, поэтому будет больше рынка, к сожалению, быстро себя изживет. Конечно, на коллекторском рынке не может быть таких кризисов, как были в 2008 году для банков, но, тем не менее, это все-таки важные уроки истории, которые нельзя не учитывать.
В обществе коллекторы воспринимаются как зло, от которого исходит опасность и угроза. Но в то же время, согласно статистике, большинство коллекторов - это женщины до 30 лет, причем это высококвалифицированные юристы. У аудитории же мнение кардинально отличается и не соответствует действительности. Можно ли изменить такое отношение и нужно ли это делать?
Это на самом деле очень большой и важный вопрос, в котором очень много слоев и определений, и здесь стоит учитывать разные факторы. Так, есть два депутата, как раз из Санкт-Петербурга, один из которых публично называет коллекторов бандитами, другой - полубандитами. Мы с коллегами долго дискутировали, стоит ли поменять слово коллектор на профессиональный взыскатель или сотрудник по возврату просроченной задолженности, но все это не имеет никакого смысла, пока люди, наделенные властью и общественной значимостью, будут делать подобные заявления, чтобы набрать политические баллы.
Причем за последнее время сфера коллекторской деятельности сильно изменилась. Во-первых, это закон, скорректировавший взаимодействие с должниками, во-вторых, потому что выездной сервис экономически невыгоден. Другие изменения тоже происходят, но даже они показывают, насколько далеко ушла отрасль от того, что ей приписывают. Но бороться с предвзятостью, основанной в том числе на таких громких заявлениях, можно только действующим законодательством. Есть огромное количество случаев, когда были различные обвинения, и никто так и не был привлечен к ответственности. Причем все составы уже есть в УК РФ - это и угрозы жизни и здоровью, и порча имущества, и оскорбления, поэтому не очень понятно, зачем нужен еще один закон с теми же самыми санкциями. Пока наказание не является неотвратимым, безнаказанность будет разъедать общество, такие случаи не прекратятся. Политики используют их в своих целях, СМИ рассказывают о них, так как это кликабельные материалы, но реальной работы полиции мы пока не видим.
Получается, что у нас есть сторона, которой выгодно выставлять коллекторов в негативном свете, и она производит значительный объем контента. Но ответного позитивного контента, как рассказы об успехах взыскателей или о методах работы, практически нет. Может быть, стоит тогда сделать акцент на работе в этом направлении?
В Санкт-Петербурге есть компания Филберт, и они сняли сериал “Коллектор”, в котором всего в трех небольших сериях очень точно отражены мифы о взыскателях и проведена грамотная работа с ними. Но это скорее исключение, так как на рынке до сих пор превалирует мнение, что лучше не заявлять о себе, а, наоборот, не привлекать лишнего внимания. И в этом плане с этим сериалом культурная столица задала некий высокий уровень, и очень хочется продолжения, так как в нем показано много того, что на самом деле происходит в этом бизнесе. Причем отмечу, что при подборе актеров на роль было много отказов, но, думаю, те, кто все-таки участвовали в проекте, остались довольны полученным результатом. И вот это как раз пример продвижения в том направлении, о котором вы говорите.