Увеличилось количество обоснованных жалоб на коллекторов
Участники рынка связывают такую тенденцию с ростом информированности должников о своих правах, активизацией на рынке служб взыскания банков и МФО, а также с усилением контроля за коллекторской деятельностью со стороны властей.
По итогам прошлого года в ФССП поступило 40,2 тыс. обращений на действия взыскателей, что на 8% больше, чем годом ранее. Об этом сообщает “Коммерсантъ” со ссылкой на данные Федеральной службы судебных приставов. Значительно выросло и число жалоб, которые признаны обоснованными, - более 13% в целом за год против 8-9% в 2018-2020 годах. Показатель резко взлетел в последние месяцы года, достигнув в декабре 18,4%.
Участники рынка считают, что увеличение показателя связано с ростом информированности должников о своих правах, а также с активизацией служб взыскания банков и МФО, которые не состоят в реестре, но на которых распространяются нормы закона по возврату просроченной задолженности. Президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев обращает внимание на то, что ФССП принимает обращения на всех лиц, осуществляющих деятельность по взысканию, при этом зачастую организации, на которые поступают жалобы, не состоят ни в одном реестре.
По словам управляющего партнера юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина, нарушения чаще всего происходят из вольного толкования норм закона, позволяющих заключать допсоглашения к договору, регламентирующие более высокую частоту контактов с должником, а зачастую и виды взаимодействия, которые законом не предусмотрены вовсе (например, контакты с близкими, родственниками, коллегами и соседями должника).
При нарушении профильного законодательства размер штрафов для участников рынка взыскания одинаков, но последствия могут отличаться. Для банков, МФО и коллекторских агентств штраф составляет 50-500 тыс. руб., но для последних уже с возможностью административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, помимо административной ответственности в их отношении может быть принято решение об исключении из реестра, отмечает эксперт. По словам Федюкина, для лиц, которые осуществляют деятельность по возврату задолженности, не будучи включенными в реестр, штрафы максимально высокие 0,2-2 млн руб.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева считает, что динамика доли жалоб, признанных обоснованными, связана также и с растущим вниманием к деятельности коллекторов со стороны государства. Она отмечает, что судебные приставы все тщательнее осуществляют контроль за коллекторами на фоне резкого повышения количества просроченных задолженностей из-за пандемии. По ее мнению, увеличение числа обоснованных жалоб может быть связан и с тем, что только в июле 2021 года вступил в силу закон, запрещающий коллекторам связываться и оказывать давление на родственников и друзей должника в отсутствие их прямого письменного согласия.
По словам руководителя проекта “Народного фронта” “За права заемщиков” Евгении Лазаревой, процесс взыскания всегда был довольно конфликтным, так как никто не хочет расставаться с деньгами, даже на законных основаниях. Она также считает, что прирост обоснованных жалоб идет слишком медленно, хотя процедура подачи жалобы довольно проста. По ее мнению, должники все еще “не очень понимают, на что и кому жаловаться”.