Григорий Галицких: “Работа вне реестра должна стать менее выгодной”
Член cовета Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, заместитель генерального директора ООО “ГК Финансовые услуги” Григорий Галицких на Всероссийской конференции НАПКА “Взыскание 2022: законы, запреты и цифровизация” рассказал о тех факторах, которые формируют репутационные риски на рынке взыскания, и о том, как нивелировать их воздействие.
По словам Григория Галицких, то регуляторное давление, с которым сталкивается рынок взыскания и о котором так часто говорят в последнее время, обусловлено объемами рынка - в настоящее время коллекторские агентства аккумулируют у себя на балансах больше 1,5 трлн рублей просроченных долгов. Другими словами, в области просроченной задолженности главным кредитором выступает сфера взыскания. Поэтому, по мнению эксперта, власти и наращивают регуляторное давление на отрасль, в том числе путем управления репутационными рисками.
Другой фактор, на который обращают внимание власти при регулировании, - количество и качество рынка, отмечает эксперт. Так, до принятия федерального закона “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности” на рынке было около 800 компаний, а после введения норм их число сократилось в 20 раз. При этом с 2017 года их количество постепенно растет, но не все компании отвечают установленным требованиям. Так, по сведениям ФССП, 30 агентств имеют сейчас высокий уровень риска. В то же время 229 компаний в реестре (55%) имеют штат от ноля до трех человек, и надзорные органы также обращают на это внимание, так как это приводит к ситуациям, когда поступают жалобы, а привлечь к ответственности некого. По словам Галицких, это вид серой зоны, которая есть сейчас на рынке.
Эксперт также обратил внимание на то, что самое большое количество жалоб в настоящее время собирается через регулятор, треть из них касаются коллекшена, то есть взыскателей, которым кредиторы передают портфели. Соответственно, репутационный риск частично перекладывается на кредиторов. СРО НАПКА также собирает жалобы и обращения на действия взыскателей, до 6 тысяч обращений в год, из которых чуть более половины приходится на коллекторские агентства. По словам Галицких, около 50% обращений поступает на компании, которых даже нет в реестре, то есть на нерегулируемую зону. При этом эксперт отмечает, что кредиторы, передающие долги таким компаниям, создают репутационные риски и для самих себя, и для рынка в целом. Таким образом, то, что делают эти компании, влияет и на тех игроков, которые работают легально.
Еще одной проблемой, которую затронул эксперт, стала слепая зона надзора, то есть те сферы, которые не видят надзорные органы, что позволяет существовать компаниям вне реестра. Так, вне регуляторного давления оказываются компании, представляющие интересы организаций ЖКХ. Помимо этого, Галицких отметил и практику непринятия должников в учетные системы, когда фактически работа ведется, но официально она не отражается.
В НАПКА есть критерии, по которым оценивается степень риска компании с точки зрения обращений и практик, и исходя из этого выставляется оценка эффективности. По словам Галицких, такая система построена не на штрафах, а на снижении числа жалоб, в том числе повторных, и исключении токсичных практик. За время действия этой процедуры, около трех лет, было проведено 16 проверок и профилактических встреч, в рамках которых осуществляются инспекционные визиты и обсуждаются бизнес-процессы. За эти годы было проверено около 40% членов НАПКА, всего было вынесено около 112 рекомендаций, которые были исполнены. Эксперт отмечает, что такая практика, осуществляемая на добровольной основе, снижает репутационные риски.
В завершение Григорий Галицких напомнил слова Дмитрия Теплицкого, которые он озвучил на первой конференции по ФЗ-230, о том, что серая зона коллекшена будет существовать на рынке взыскания до тех пор, пока будут кредиторы, выступающие для нее заказчиками. “Спустя четыре года после вступления закона в силу отрасль все еще находится на пути искоренения таких практик. И для улучшения ситуации кредиторам необходимо сформировать требования, которые бы соответствовали ФЗ-230 и которыми бы руководствовались все игроки при передаче или продаже долгов. И эти требования должны быть едиными для всех. В целом, работа вне реестра должна стать менее выгодна, но пока это не совсем так, и изменение этой ситуации зависит от кредиторов. И также бы хотелось, чтобы поощрялись не только эффективные, но и белые практики, так как ущерб от незаконных практик в долгосрочной перспективе выше, чем сиюминутный эффект от сбора долгов”, - отмечает эксперт.