Россияне стали больше платить коллекторам — опрос экспертов рынка
Россияне стали лояльнее относиться к коллекторским агентствам. В 2024 году должники куда охотнее платят по счетам, а средний чек взыскателей вырос. Такую информацию распространяет Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).
«Рынок взыскания» обратился к экспертам коллекшна, чтобы узнать, что повлияло на повышение платежной дисциплины российских должников. Все ли дело в росте зарплат, который наблюдается в стране последний год, или есть и другие причины?
Во всем виноват рост зарплат?
«За январь–март средний платеж увеличился на 13,8% — такого резкого прироста не наблюдалось с третьего квартала 2022 года, когда платежная дисциплина должников России начала восстанавливаться после пика кризиса. Величина среднего чека у коллекторов находится на максимуме за два года. Речь идет о переводах, направленных на погашение долгов по кредитам, которые были проданы банками профессиональным взыскателям по сделкам цессии», — пишет «РБК» со ссылкой на слова представителей НАПКА.
В цифрах ситуация выглядит следующим образом. В январе россияне платили взыскателям в среднем 5000 рублей в месяц, а к марту 2024 года эта сумма увеличилась до 5300 рублей на человека. При этом есть определенные основания полагать, что такая тенденция как минимум сохранится в ближайшее время.
На это намекает информация от опрошенных изданием экспертов. Из нее следует, что у резкого подъема платежной дисциплины не существует единой причины — речь идет о совокупности факторов.
Собеседники «РБК» утверждают, что свою роль сыграл рост реальных зарплат — 7,8% за 2023 год, по данным «Росстата». С другой стороны, в последние годы коллекторы все охотнее предлагают своим клиентам различные скидки и программы реструктуризации. Должник платит меньше, но более крупными платежами. Как следствие, увеличивается сумма среднего чека.
«Рост среднемесячного платежа позволяет быстрее рассчитаться с долгом. По нашей оценке, на начало текущего года в среднем срок, требующийся клиентам для погашения долга, составляет около трех лет, и на протяжении 2023 года вместе с поступательным ростом среднего платежа мы видим корректировку срока погашения в меньшую сторону», — приводят журналисты слова Павла Михмеля, управляющего директора «Первого клиентского бюро» (ПКБ).
Что говорит индустрия
«Рынок взыскания» попросил экспертов рынка принудительного взыскания прокомментировать информацию о росте среднего платежа в начале 2024 года. Собеседникам издания было предложено ответить на несколько вопросов. Вот что они рассказали.
Роман Быков, руководитель досудебного взыскания сервиса по возврату просроченной задолженности ID Collect (входит в финтех-группу IDF Eurasia):
«Да, действительно, мы наблюдаем рост среднего платежа банковских должников с начала года, и это продолжение прошлогоднего тренда. Отмечу, что у нас в некоторых регионах динамика по росту среднего чека в первом квартале опережает общерыночную и достигает 30%, например, в Пермской области.
Причины — совокупность разных факторов. Во-первых, рост реальных располагаемых доходов населения (по РФ — +5,4% к 2022 году, данные Росстата). Такая динамика в сочетании с ориентацией населения на сберегательную модель поведения приводит к тому, что свободные средства многие люди предпочитают тратить на погашение просрочки. Другая важная причина — программы лояльности от профессиональных коллекторских организаций, которые взыскатели все активней развивают. Такие предложения дают возможность должникам получить скидку до 70% от тела долга. Должник платит меньшую сумму, но крупным платежом, в итоге средний платеж растет.
На досудебной стадии мы большинству клиентов предлагаем те или другие льготные условия погашения: рассрочку долга, дисконты или сочетание этих опций. Такие программы действительно работают: по данным ID Collect, порядка 50% должников, принявших условия спецпредложений, переходят в категорию платящих».
Валерий Зоткин, операционный директор ООО ПКО «Защита онлайн»:
«В 2024 году мы действительно наблюдаем увеличение среднего размера платежа, в среднем на 10 15%. Примечательно, что рост платежной дисциплины происходит на фоне возрастания объема просроченных долгов за счет увеличения выдач кредитов в банках МФО и числа кредиторов, реализующих портфели на торгах. Поэтому ситуация складывается неоднозначная и выделить конкретные причины — сложно. Медленно, но верно растет финансовая грамотность населения, предполагающая перераспределение расходов в пользу погашения долгов. Также нельзя не отметить значение автоматизации в увеличении эффективности взыскания как в самих коллекторских агентствах, так и при взаимодействии с ФССП.
В теории и в определенных ситуациях дисконты могут побуждать человека оплатить задолженность, однако наш опыт показывает, что акции и скидки не являются эффективным мотивом для тех, кто не планирует возвращать положенное добровольно. Главная проблема, с которой сталкиваются все коллекторские агентства — это не ожидания клиентов скидок и акций прощения, а невозможность “достучаться” до должника, поскольку зачастую они избегают общения с взыскателями. В случае, когда с клиентом невозможно установить контакт — любые, даже самые выгодные предложения, лишены смысла.
В свое время мы дополнили нашу программу лояльности специальными предложениями — скидками на погашение долга. Предполагалось, что это побудит часть клиентов быстрее закрыть свои долговые обязательства добровольно. Но результаты А/В-тестирования оказались неожиданными.
Чтобы оценить эффективность данных действий, мы разделили должников на 4 одинаковые подгруппы по средней сумме долга и периоду просрочки. Одной группе клиентов мы отправляли sms с текстом о необходимости внести платеж и погасить всю сумму без дисконта. Другим приходило такое же сообщение, но уже с предложением воспользоваться скидками или 10, или 20, или 30%. В итоге сумма сборов и размер гашений во всех целевых группах после проведенной акции осталась в рамках статистической погрешности. Таким образом, мы пришли к выводу, что скидки не влияют на увеличение количества гашений».
Анна Белкина, руководитель отдела судопроизводства «Интел Коллект»:
«Да, мы фиксируем рост платежной дисциплины наряду с увеличением объема платежей и средним размером платежа от клиентов. Среди причин такой тенденции — рост реальных доходов россиян: по данным Росстата, в первом квартале 2024 года реальные располагаемые доходы населения выросли на 5,8% в годовом выражении. Кроме того, на рост дисциплины клиентов повлияла бóльшая упорядоченность процесса взыскания.
Безусловно, для коллекторского агентства приоритетным является взыскание денежных средств в полном объеме в максимально сжатые сроки. Вместе с тем на практике при недостаточности денежных средств погашения нередко осуществляются должником по частям (на всех стадиях, включая исполнительное производство), по мере получения ежемесячного дохода. Таким образом, в тех случаях, когда взыскание “здесь и сейчас” не принесло результата, имеет смысл рассмотреть возможность рассрочки или скидки. При этом предоставление графика оплаты может повысить лояльность клиента и повлиять на решение начать оплату».
Роман Макаров, генеральный директор МФК «Займер»:
«Согласно нашей статистике, роста среднего чека задолженности в первом квартале 2024-го по отношению к четвертому кварталу 2023-го не произошло.
Рост среднего чека в первом квартале по отношению к четвертому кварталу любого года, как правило, противоречит устоявшейся сезонности платежей. В случае с коллекторскими агентствами рост среднего чека может быть обусловлен тем фактом, что на фоне высоких цен на рынке цессий кредиторы стали выводить на продажу портфели более высокого качества. Для нас в этом плане ничего не поменялось. Мы не отмечаем значимых изменений в платежной дисциплине клиентов — она стабильно высока в последние несколько кварталов.
Скидки и акции при работе с просроченной задолженностью, безусловно, стимулируют лояльных клиентов к погашению долга. В “Займере” существует широкий спектр программ реструктуризации задолженности для заемщиков, попавших в сложную финансовую ситуацию: клиент может договориться с компанией о формате возврата долга и получить скидку. Однако действуют данные программы только на досудебном этапе — их использование на стадии legal collection в отношении заемщиков, совершенно не заинтересованных в решении вопроса, на наш взгляд, малоэффективно».
Впрочем, далеко не все участники рынка разделяют оптимизм относительно дисциплины должников.
«Я не могу подтвердить, что за последние годы что-то где-то серьезно поменялось. Контактность снижается, плюс операторы сотовой связи внедрили технологию, которая сильно фильтрует трафик. Что касается среднего платежа, то можно сказать, что сейчас на все вырос средний платеж, поскольку все подорожало — денежной массы стало больше», — рассказал в интервью «Рынку взыскания» Давид Цацуа, генеральный директор «Столичного агентства по взысканию долгов» (САВД).
Выводы
Опрос экспертов показал, что средний чек должников действительно растет. С другой стороны, собеседники издания расходятся в вопросе полезности акций и скидок, а также дисциплины самих должников. Однако общая тенденция такова, что клиенты коллекторских агентств действительно стараются скорее закрыть свои обязательства перед взыскателями.