Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
28 мая 2024, 15:32
Технологии и инновации во взыскании 137

С помощью бота: что из себя представляют сервисы по автоматизации персонального банкротства

Институт банкротства физических лиц оказывает серьезное влияние на работу коллекторских агентств и финансовых организаций. Банки пытаются прогнозировать потенциальное банкротство при оценке заемщика. Коллекторы думают, как упростить работу с банкротными делами в долговых портфелях. В обоих случаях не обойтись без современных IT-решений, автоматизирующих бизнес-процессы. О них и пойдет речь в новом материале «Рынка Взыскания».

Текущее состояние отрасли 

В октябре 2023 года «Федресурс» опубликовал настораживающую статистику. За восемь лет существования института персонального банкротства арбитражные суды России признали порядка 1 млн человек неспособными платить по долгам.

По мнению опрошенных «РБК» экспертов, росту спроса на процедуру, с одной стороны, способствуют действия законодательных органов, с другой — на граждан давят тяжелые экономические условия.

«С учетом непростой финансово-экономической ситуации, роста уровня закредитованности в целом и количества заемщиков с уровнем долговой нагрузки свыше 80% в частности, а, соответственно, и просрочки — в ближайшие год-два спрос на судебную процедуру будет продолжать расти», — цитирует издание Михаила Алексеева, эксперта проекта «За права заемщиков».

С таким мнением не согласен управляющий партнер юридической фирмы GRM Константин Каричев. По его словам, в ближайшие год-два общее количество банкротств в пересчете на месяц стабилизируется.

«Основной драйвер недавних судебных банкротств — кризис из-за пандемии коронавируса — почти перестал оказывать влияние», — считает он.

Для рынка взыскания второй сценарий предпочтительнее: стабильный и предсказуемый поток банкротств лучше, чем лавинообразный рост таких дел. 

Почему коллекторы не любят банкротства

По закону взыскать что-то по портфелю банкрота можно, только если финансовая организация успеет «запрыгнуть» в реестр кредиторов в сроки, предусмотренные законом. Сделать это не так просто.

«Окошко, которое закон отводит на включение в реестр, — оно довольно узкое, всего два месяца. Если кредитор по каким-то причинам не успел подать необходимые документы или попросту упустил момент, когда было инициировано дело о банкротстве, то велика вероятность, что он потеряет возможность хоть что-то получить», — рассказала «Рынку Взыскания» Юлия Судакова, заместитель генерального директора IT-компании CSBI, специализирующейся на разработке программного обеспечения для коммерческого и государственного сектора.

Чтобы не оказаться у разбитого корыта, работающим с большими долговыми портфелями взыскателям необходимы решения, которые не допустят пропуска сроков включения в реестр кредиторов. Здесь на помощь приходит автоматизация бизнес-процессов.

Что предлагает рынок

В 2024 году существует два возможных сценария автоматизации работы по банкротным делам. Первый — это приобретение какого-то одного инструмента, упрощающего работу взыскателя. К примеру, бота, который будет в автоматическом режиме отправлять документы в КАД «Арбитр» и экономить время сотрудников. Второй путь — это использовать комплексное решение. Сегодня на рынке взыскания их представлено несколько.

Программное решение «Банкротство». Сетевой сервис, разработанный компанией CSBI. По словам разработчиков, решение помогает автоматизировать процесс включения в реестр кредиторов по банкротным делам, соблюдать сроки подачи документов, мониторить картотеки арбитражных дел, эффективно взаимодействовать с порталом «Мой арбитр» и так далее.

Bankro.Tech — проект группы компаний «Сбер». Функционально система рассчитана на полный цикл работы с банкротным делом: от получения информации из публичных и частных источников до проведения собраний кредиторов в режиме онлайн. Стоит отметить, что система состоит из нескольких компонентов: собственник бизнеса выбирает самостоятельно, какие функции ему нужны, а без каких можно обойтись.

Юридическая экосистема компании «Право.ру». Включает в себя сразу несколько продуктов. Casebook позволяет оперативно мониторить судебные дела, Caselook — анализировать судебную практику. Case.PRO заточена под автоматизацию юридических компаний и правовых департаментов, а Doc.one помогает составлять юридически корректные документы. С полным списком фич можно ознакомиться на официальном сайте. Именно наработки «Право.ру» легли в основу упомянутой выше Bankro.Tech. 

Помимо сервисов общего профиля, которые подходят для всех участников процесса, существуют более специализированные решения, к примеру, ориентированные на финансовых управляющих. 

Кейс с роботом

Редакция «Рынка Взыскания» обратилась к ООО ПКО «Агентство судебного взыскания» («АСВ») с просьбой рассказать о своем опыте автоматизации процедуры банкротства по долговым портфелям. По словам Евгения Красюка, начальника отдела банкротного производства, в апреле 2024 года «АСВ» внедрило в свои бизнес-процессы робота-помощника. Его задача состоит в том, чтобы направлять документы в рамках дел о банкротстве через КАД «Арбитр».

«Работа робота начинается с момента, когда для него подготовлены все необходимые документы: заявление о включении в реестр требований кредиторов/заявления о признании должника банкротом с необходимыми приложениями, — рассказывает эксперт. — Робот несколько раз в неделю заходит в указанную ему заранее директорию и автоматически направляет заявления с приложениями непосредственно в КАД “Арбитр”», заполняет все необходимые поля о кредиторе и должнике. По факту направления заявлений робот сообщает об этом в электронном письме, которое содержит список направленных документов по каждому судебному делу».

Спустя четыре недели активных тестов специалисты ПКО «АСВ» пришли к выводу, что робот под управлением человека буквально способен творить чудеса.

«По итогам первого месяца работы робота можно констатировать, что компания вдвое увеличила количество направляемых в суд заявлений о включении в реестр требований кредиторов должников в сравнении с прежними периодами», — поясняет Евгений Красюк.

К плюсам программного решения агентство относит: 

  • скорость и эффективность. Робот может обрабатывать действительно большие объемы информации. Такой подход к работе с данными позволяет оперативно и в большом объеме направлять в суд заявления и документы;
  • точность и аккуратность. Робот позволяет исключить ошибки, связанные с человеческим фактором;
  • экономию времени и ресурсов. Робот трудится 24 часа 7 дней в неделю. Ему не нужны дополнительные ресурсы, перерывы на обед и выходные;
  • автоматизацию рутинных задач и масштабируемость. 

В ПКО «АСВ» и дальше планируют использовать автоматизацию в работе с банкротными делами. Компания видит перспективу в использовании новых технологий.

«Внедрение робота в работу ПКО “АСВ” является примером того, как современные технологии могут быть использованы для улучшения качества юридических услуг. Это решение позволит компании более эффективно выполнять свои задачи, а также в скорой перспективе предоставлять клиентам более высокий уровень обслуживания», — сообщает агентство.

Взгляд с другой стороны

Прежде мы рассматривали автоматизацию банкротства лишь с точки зрения взыскателя, но в самом процессе принимают участие не только коллекторы, банки и МФО. Ключевую роль также играют арбитражные управляющие. В разговоре с «Рынком Взыскания» Александр Тагильцев, арбитражный управляющий и руководитель комитета по финансовому оздоровлению и банкротству в новосибирском областном отделении «Опоры России», пояснил, что существующие сервисы по автоматизации далеки от совершенства.

«Bankro.Tech и другие сервисы сочетают в себе какую-то техническую часть, механизируют некоторые дела, но они не позволяют механизировать вопросы, которые возможно выполнить только вручную, — пояснил собеседник. — Сходить на почту, получить почту, отсканировать ее. Составить документ — это не проблема, а вот заменить ручной труд… И второй момент — это отсутствие понятного и оперативного редактирования тех же самых шаблонов. Пользуясь этими сервисами, ты привязан к той политике, тому видению и тем документам, которые готовят эти сервисы».

Неразберихи добавляет существующая в России система арбитражных судов. Она не позволяет полностью автоматизировать процесс банкротства.

«В России разные суды предъявляют разные требования к одним и тем же документам или к одним и тем же действиям. Где-то доказательства получаются автоматом, а где-то их надо истребовать. Каждый регион трактует закон по-своему. Как результат, практика его применения в каждом регионе отличается, — сетует эксперт. — К примеру, у нас есть требования кредиторов для юридических лиц, их обязательно публикуют в ЕФРСБ (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. — примечание «Рынка Взыскания»). В случае с физическими лицами закон гласит, что их публиковать не надо. Верховный суд говорит, что их публиковать не надо, но есть отдельные регионы, которые считают: “Нет, в законе написана вот такая штука, и нам их необходимо опубликовать”. И эти суды не рассматривают требования, пока управляющий их не опубликует. И вот такие мелочи встречаются от региона к региону».

В своей повседневной практике собеседник «Рынка Взыскания» использует сервис, в работе которого задействованы живые люди. Речь идет про «АРС» (он же «Арбитражный секретарь») — программный продукт для проведения процедур банкротства с отдельным сервисом по делопроизводству для арбитражных управляющих.

«Смотрите. Когда мы работаем с “АРСом”, там есть люди, которые получают эту почту, сканируют ее, отправляют. Работа строится по принципу “Сначала мы согласуем шаблоны с управляющим и, если все хорошо, работаем по ним”», — рассказывает Александр Тагильцев. 

Эксперт уверен: автоматизация важна, просто пока она далека от совершенства в столь непростой сфере, как рынок банкротств. Управляющий, даже если он пользуется онлайн-сервисами, все равно вынужден «бегать ножками и делать неквалифицированную работу».

Выводы

В условиях растущего спроса на персональные банкротства, без автоматизации бизнес-процессов во взыскании не обойтись. Современные технологии позволяют снизить влияние человеческого фактора и оперативно реагировать на рыночные вызовы.

В 2024 году на рынке IT-решений представлено множество полезных инструментов. Некоторые из них предлагают закрытие точечных проблем, другие — комплексный пакет услуг. Эти решения уже активно применяются в работе и продемонстрировали свою эффективность, но все еще нуждаются в доработке с учетом потребностей участников рынка взыскания.

Читать далее:

Поделиться :

Запросить доступ