Коллекторов будут сажать за угрозы должникам
Госдума рассмотрит законопроект, который предусматривает назначение наказания в виде лишения свободы на срок до 12 лет за насилие и угрозы при осуществлении коллекторской деятельности. Сами коллекторы оценивают инициативу очень неоднозначно.
Нарушения при взыскании просроченной задолженности остаются самыми распространенными причинами жалоб граждан в ЦБ РФ: в 2020 году поступило почти 20 тысяч таких обращений, что более чем в 1,5 раза превышает аналогичные показатели 2019 года. Зачастую граждане жалуются на использование запрещенных методов взыскания, в том числе угрозы, распространение порочащих сведений и т.д. При этом привлечь к ответственности нарушителей за несоблюдение законодательства о коллекторской деятельности не всегда удается, так как не устанавливается их связь с кредиторами.
Для решения проблемы привлечения к ответственности коллекторов, которые применяют незаконные методы воздействия на должников и третьих лиц, депутаты Госдумы предлагают дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей. Специальная статья 172.4 будет предусматривать ответственность за незаконную деятельность по возврату просроченной задолженности физлиц. К таким действия будут относиться угрозы, применение насилия, повреждение или попытка повреждения имущества, распространение порочащих о должнике сведений.
В настоящее время совершение преступлений против должников в рамках осуществления деятельности по взысканию просроченной задолженности нередко квалифицируется по общим статьям УК РФ (причинение вреда здоровью, побои, угроза убийством и т.д.). Новая норма будет предусматривать возможность назначения наказания в виде лишения свободы на срок до 5 лет, а при совершении преступления группой лиц - до 12 лет лишения свободы. На законопроект уже получен положительный отзыв правительства.
Интересно мнение коллекторов о законопроекте. Генеральный директор коллекторского агентства “САВД” Давид Цацуа оценивает нововведения позитивно:”Это отличный шаг в сторону искоренения черных коллекторов и хорошая возможность для добросовестных участников продемонстрировать властям работы в правовом поле. Нарушений быть не должно, но есть технические моменты, из за которых нарушения могут быть, но это не грубые нарушения, а в 80% случаев, три телефонных звонка, вместо положенных двух, например. Для нас каждый штраф - это недопустимо. За 2020 год на 900 тысяч долгов в работе КА “САВД”, ФССП доказало в суде 10 нарушений, отработав 30 жалоб пришедших на компанию от должников. По этим нарушениям были наложены штрафы на общую сумму 500 тыс. руб, что составило 0,25% от оборота компании, если смотреть соотношение дел в работе и штрафов, как доказанных фактах нарушения, то это 0,001%”.
Президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев не разделяет оптимизма новаторов и разумно обращает внимание на то, что, каким бы закон ни был, главное - чтобы он работал: “Очевидно, что за уголовные преступления должна быть уголовная ответственность. Проблема действительно есть и мы это видим, когда читаем криминальную сводку. И рассмотрение таких дел находится в компетенции именно правоохранительных органов, которые в подавляющем большинстве случаев не предпринимают никаких действий для пресечения подобных практик до того, как тот или иной кейс не приобретёт массовую огласку и привлечёт внимание федеральных органов. Поэтому сложно верить в эффективность наказания в рамках нового закона, если нет эффективного расследования таких нарушений сейчас. Более того, если мы говорим именно о грубых нарушениях, то есть статьи Уголовного Кодекса, которые четко определяют меры наказания за такие деяния, как причинение вреда жизни, здоровью или имуществу, а также угроза его причинения, клевета или незаконное получение и распространение сведений. Так, например, Статья 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) - лишение свободы до 15 лет, Статья 112 (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) - до 5 лет, Статья 116 (Побои) - до 2 лет, Статья 167 (Умышленные уничтожение или повреждение имущества) - до 5 лет, Статья 128.1. (Клевета) - до 5 лет, статья 110 (Доведение до самоубийства) - до 15 лет.
Меры ответственности в УК уже есть давно, однако нет неминуемости наказания за нарушения со стороны лиц, которые допускают подобные действия и вряд ли новый законопроект сможет решить именно эту проблему. Кроме того, в законопроекте не определён субъект преступления и нет обоснования вводимых санкций, что указано и в заключении Правительства”.
С такой позицией согласен и заместитель генерального директора Финансового Агентства по Сбору Платежей Евгений Стародубцев: “Считаю такие инициативы популистскими, поскольку все легальные коллекторы известны и работают под строгим контролем со стороны ФССП, а для совершающих преступления есть нормы в УК РФ. И уголовное законодательство уже предусматривает ответственность и за угрозы, и за вымогательство, и за другие преступления. На мой взгляд, этой инициативой законодатель не помогает, а вредит должнику, формируя у него мнение, что коллектор равно вымогатель, тем самым лишая его возможности урегулировать спор на досудебном этапе на выгодных условиях. Если же дело дойдет до суда, то должнику грозят более негативные последствия, в том числе в виде ареста имущества и ограничения на выезд”.
Руководитель Агентства судебного взыскания Максим Богомолов считает, что борьба с незаконными коллекторами необходима, но новые нормы проблему не решат: “В целом, привлечь к ответственности незаконных коллекторов давно пора и именно виде применения к ним жестких мер. Но новые нормы не решат эту проблему, так как соответствующие положения уже есть в Уголовном кодексе РФ. Проблема не в законодательстве, а в сложности фиксации самого преступления. И этим уже должны заниматься не законодатели, а правоохранительные органы. Поэтому иначе как популистским, этот законопроект не назовешь”.
Никто из коллекторов не боится контроля и ужесточения норм. Сомневается в целесообразности новых документов и генеральный директор “М.Б.А. Финансы” Федор Вахата: "Новый законопроект вызывает неоднозначное отношение. Контролировать деятельность по возврату задолженности необходимо, и наказания за совершение злостных правонарушений должны быть соответствующие. Но, на мой взгляд, все эти нарушения уже подпадают под существующие нормы УК РФ. Конечно, в некоторой степени сложно идентифицировать состав преступления, но если есть угрозы и тем более совершаются конкретные преступления порчи имущества, нанесение телесных повреждений, то зачем изобретать новую статью?
Хотелось бы верить, что принимаемые меры борьбы с подобными нарушениями, помогут очистить рынок от «черных коллекторов» и создадут благоприятную среду для развития нашей отрасли в рамках правового поля, а не станут очередным популистским решением".
Петр Ватутин, экономист, депутат Архангельской Думы: "Я считаю, что ответственность недобросовестных коллекторов или кредиторов нужно ужесточать. В частности, необходимо усиливать ответственность за угрозы или жесткие нарушения прав граждан из числа заемщиков. Рынок должен становится все более прозрачным и безопасным для граждан. Однако, бывают случаи, когда граждане манипулируют своими правами. К счастью, граждан, которые берут кредиты, не планируя их возвращать, становится меньше. Немалую роль в этой истории играет инструмент кредитных историй".