ФССП будет контролировать взаимодействия банков с должниками

ФССП передают полномочия по надзору за соблюдением прав и интересов должников при возврате просроченной задолженности, в том числе в банковской сфере. При этом на встрече кредитных организаций с Банком России, организованной Ассоциацией банков России, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков выразил сомнения в достаточных компетенциях службы ФССП для надзора за банками.
ФССП получает все больше полномочий в сфере надзора за соблюдением действующего законодательства в сфере взыскания просроченной задолженности. Так, в первом чтении одобрен законопроект, расширяющий перечень субъектов административной ответственности за применение угроз и другого психологического насилия на должников. Теперь привлечь к ответственности за такие действия можно и кредитные организации.
По сути, речь идет о концентрации в ФССП надзорных полномочий по защите прав должников при взыскании долгов от любых игроков рынка. Но банковского сообщество выражает опасения по поводу компетенций службы, которая никогда не работала в сфере кредитных организаций. Банкиры считают, что ЦБ РФ итак справляется с функцией регулятора, поэтому никакого смысла дробить надзорную деятельность нет - последствия могут быть негативными.
Опасения банковского сообщества разделяет и председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков: “Банки спокойно отнеслись к тому, что ФССП регулирует коллекторов, но сейчас речь идет об увеличении полномочий службы уже до уровня кредитных организаций. И здесь возникают опасения, поскольку это не область работы приставов. По сути, это вторжение в банковскую сферу людей, которые никогда там не работали, и это может создать проблемы. И именного такого развития сценария боятся банкиры”.
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина считает разделение надзора по функциональному признаку правильным и целесообразным: “В сфере надзора действительно такие вопросы возникают, так как бывают какие-то нестыковки, и для банков, конечно, был бы предпочтительнее один надзорный орган. Тем не менее, наша правовая система исторически построена по функциональному принципу. И в это есть смысл, потому что иначе может возникать регуляторный арбитраж по разным надзорам. Такая ситуация была, например, с коллекторами, когда за внутрибанковскими коллекторами должен был осуществлять надзор сам банк. И нормальная практика - функциональный надзор”.
Эльвира Набиуллина подчеркнула, что в основном надзор за коллекторской деятельностью - это защита прав заемщиков от недобросовестных практик при возврате денег. “Это не вопрос финансовой устойчивости банка, а защита прав. Поэтому опасения будут учтены, но сосредоточить в одном органе надзор за соблюдением законодательства в области взыскания долгов - это правильное решение”.
Председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в ответ на это отметил, что вопрос вызывает вовсе не функциональное разделение: “Вопросов к разделению надзора по функции нет, но с точки зрения достаточного уровня профессионализма ФССП для работы с банками - здесь уже есть определенные опасения”.