Розничное кредитование: влияние изменения правил игры для банкиров на рынок коллекторских услуг

РынокВзыскания.РФ: У нас в гостях Юрий Грибанов, генеральный директор компании Frank Research Group, который затронет, расскажет и посвятит нас в такую интересную тему как розничное кредитование и влияние изменения правил игры для банкиров на рынок коллекторских услуг.
Юрий, добрый день! Спасибо, что пришли к нам на трансляцию. Ваша компания занимается аналитикой для банковского сегмента, не для коллекторского рынка. Но, тем не менее, ваши данные важны и интересны. Что происходит на рынке? Что с кредитованием? Как изменилась ситуация? Расскажите, пожалуйста.
Юрий Грибанов: Алексей, спасибо за возможность поговорить на мою любимую тему: про банки. Действительно, сейчас непростая, но интересная ситуация.
Первого июля этого года мы проснулись в другой стране. Вступил в силу закон об ограничении процентной ставки и это, если не перевернуло, то серьёзно изменило правила игры. Если посмотреть на среднюю ставку по рынку, то за один месяц она упала по некоторым сегментам до 10%. Вы можете себе представить, какое это оказало влияние на бизнес банкиров. Что это значит для коллекторов? В краткосрочной перспективе коллекторы, конечно, не почувствуют этого изменения, но дальше, так или иначе, это изменение затронет и коллекторский рынок. Дело в том, что высокомаржинальный сегмент, такие как дорогие посткредиты, дорогие карточки – они стали вне закона в рамках банковского регулирования и не секрет, что многие банки уже открыли МФО-компании.
РынокВзыскания.РФ: Да, эта практика, которая сейчас наблюдается.
Юрий Грибанов: Те, кто не открыли, присматриваются к этому рынку и думают, открывать или не открывать. Однако, процесс уже пошёл и вот эти дорогие кредиты – они становятся займами. в рамках МФО-компаний, открываемых банкирами.
РынокВзыскания.РФ: Их придётся отдавать?
Юрий Грибанов: Их придётся отдавать. И если раньше коллектора работали с банками, специализировались на работе с банками, то теперь им нужно понимать, что в их сферу интересов попадают также и МФО. Это несколько изменяет специфику бизнеса, потому что МФО при внешней схожести, конечно, отличаются по уровню регулирования, даже по тем людям, которые туда приходят. Если вернуться к разговору о том, что происходит с рынком, действительно, правда, что банковский рынок является ну не донором, базисом для рынка взыскания, потому что именно кредиты, которые становятся проблемными, переходят в работу к коллекторам. Банковский бизнес занимает доминирующую роль в портфеле коллекторских компаний – порядка 80% и даже 90%. Некоторые коллекторские компании работают только с банковской задолженностью. Это важно.
Банковский рынок испытывает сейчас серьёзные проблемы. Если говорить про выдачи, то выдачи в этом году снизились на 40% -это огромная цифра. Если представить себе какую-нибудь другую отрасль: розничную торговлю или металлургию – и падение отрасли на 40%, то это состояние серьёзного кризиса. В портфельных терминах рынок падает незначительно – по итогам года упадёт всего на 5%, но выдача – это минус 40.
РынокВзыскания.РФ: Выдача – мы говорим вообще про все виды кредитования или это конкретно сегмент потребительского кредитования, ипотека?
Юрий Грибанов: Это все. Разные сегменты показывают разные цифры. Например, пост-кредитование, как наиболее лёгкий сегмент, он быстро падает и быстро восстанавливается. Мы сейчас видим, что если сравнивать месяц к месяцу 15 и 14 годы, то сейчас этот сегмент находится в состоянии минус 10%, это уже близко к прошлогодним значениям. Ипотека показывает месяц к месяцу - минус 35-40%. Восстановление идёт более медленными темпами. Это первая тенденция, то есть объёмы сокращаются. Соответственно, можно ожидать, что меньшие объёмы перейдут и к коллекторам. Второй тренд, наверное, более позитивный для коллекторского бизнеса, заключается в том, что дисциплина платежей для банкиров, к сожалению, в этом году сильно страдает. Все банкиры отмечают ухудшение дисциплины и началось это ещё в прошлом году. В этом году эта тенденция усилилась и главной причиной является не мошенничество, а социальные проблемы, социальный дефолт. Люди перестают платить просто потому, что теряют работу, снижается зарплата, дорожает жизнь. Они просто не находят в своём кошельке денег для того, чтобы принести в банк.
В разных сегментах эта проблема имеет разную остроту. В сегментах беззалоговых - это более острая проблема, в ипотеке проблема менее острая. Платежи по ипотеке – они имеют высокий приоритет для наших соотечественников. Например, покупка недвижимости, чтобы вы понимали, по эмоциональной составляющей стоит на втором месте. Первое место – это рождение ребёнка по эмоциональной составляющей, на втором месте покупка недвижимости. А дальше для мужчин на третьем месте карьера стоит, а для женщин – брак. Это очень важный этап в жизни. Поэтому люди не будут платить за машину, не будут платить за одежду, но за квартиру они будут стараться найти возможность заплатить. Потому что потеря квартиры – это большая трагедия для человека.
РынокВзыскания.РФ: Да, это крах практически.
Юрий Грибанов: Если резюмировать, то есть два противоположных тренда: объёмы снижаются, но просрочка растёт.
Третий тренд, который хотел бы отметить, что банки развивают собственную внутреннюю коллекторскую экспертизу и хорошие лёгкие кредиты стараются взыскивать собственными силами. На рынок они отдают только тяжёлые кредиты, то есть это длинный срок неплатежей и это требует от коллекторских компаний более высокой экспертизы, именно коллекторской, для того, чтобы иметь возможность на этих портфелях зарабатывать и их взыскивать. Пожалуй, таких три ключевых тренда я Вам могу отметить.
РынокВзыскания.РФ: Юрий, на Ваш взгляд, то, что будет происходить на коллекторском рынке дальше? К чему стоит подготовиться коллекторам?
Юрий Грибанов: К сожалению, качественной статистики по коллекторскому рынку на рынке нет. Поэтому говорить о каких-то тенденциях можно только на уровне ощущений. Эксперты отмечают, что, действительно, происходит укрупнение рынка. В принципе, это ожидаемо, это понятно, это путь, который проходит любой рынок в процессе своего становления и взросления. Коллекторский рынок взрослеет. Компании, которые вышли на рынок в качестве эксперимента: попробовать воду, попробовать свои силы, не имея каких-то серьёзных намерений или желая заработать по-быстрому денег и влёгкую, конечно, они приходят, обжигаются и уходят. Остаются только те, кто готов играть вдолгую, готов вкладываться в своё развитие, в обучение своего персонала и так далее. Отвечая на второй вопрос: да, рынок сжимается, в смысле количества компаний и это хорошо, так как это оздоровляет рынок. Уходят с рынка те ребята, которые вредят репутации этого рынка, а репутация, в общем-то, не мне Вам рассказывать, какова. Паяльники и биты до сих являются в головах граждан символом коллекторского бизнеса, хотя это далеко не так.
РынокВзыскания.РФ: Да, к сожалению, так и есть. Тема криминальной составляющей коллекторского рынка очень актуальна.
Действительно, если происходит укрупнение, это нормально – выживает сильнейший. Так должно быть. Это законы природы и бизнеса. Коллекторский рынок – всё-таки это бизнес.
Юрий Грибанов: Я ещё не ответил на вопрос по поводу что делать.
РынокВзыскания.РФ: Да, что делать?
Юрий Грибанов: Он следует логично из первого моего ответа. Рынок взрослеет и квалификация коллекторов растёт. И эту экспертизу, этот опыт коллекторы должны предлагать банкам. Дело в том, что, несмотря на то, что банки пережили период самостоятельности, желания быть самостоятельными в коллекшне, есть и другая тенденция – тенденция к повышению эффективности. И одна из возможностей быть эффективным – это вывод за рамки своей организации непрофильной деятельности, то есть той, которая не является ключевой для бизнеса, и передача этой деятельности компаниям, которые более эффективны внутри себя и могут предоставить сервис с меньшей себестоимостью для банкира. Коллекшн может быть такой деятельностью. Если коллекторские компании смогут убедить банки и предоставить банкам сервис, с точки зрения экономики, более интересный, более эффективный, тогда очередь выстроится из банков к такой компании.
РынокВзыскания.РФ: Да, кстати, мы уже знаем примеры, когда банки организовывают коллекторские агентства. Крупнейшие банки активно идут на это, таким образом они снижают и репутационные риски. Если «банк А» пытался взыскать свою задолженность и кто-то из сотрудников превысил свои полномочия – это негатив для банка. Всё-таки когда они выводят коллекторское агентство, делают его самостоятельным, но фактически карманным, всегда можно банку сказать: «Извините, мы никакого отношения не имеем». И поэтому когда риски возникают, то эти риски сугубо обособленного юридического лица.
Юрий Грибанов: Здесь я не совсем согласен. Дело в том, что для клиента нет большой разницы, кто ему звонит по поводу кредита. Взяв кредит в банке, пусть это будет «Сбербанк», если ему звонит компания для взыскания и говорит: «Вы брали кредит в «Сбербанке» и вы его не отдаёте», и как-то некорректно себя поведёт, то негатив будет не против компании-взыскателя, а против "Сбербанка", потому что он подписывал договор со «Сбербанком», «Сбербанк» передал его данные какой-то другой компании, всё равно будет виноват «Сбербанк». И в этом случае, как раз компании-гранды, лидеры отрасли, которые имеют безупречную репутацию, с точки зрения работы с клиентами, которые просрочили свои кредиты, это выход, это вариант. То есть банк может доверить такой компании такую работу и будет уверен, что там будет всё корректно и это никак не повысит его репутационные риски.
РынокВзыскания.РФ: Да, я тут склонен согласиться. Это действительно так.
Что ещё? Компания Frank Research Group занимается исследованием рынка. У вас много аналитики. Какие тенденции ещё наблюдаются? Есть какие-то интересные данные, которые можно озвучить? Какие-то наблюдения, которые сделаны в этом году, может быть, по сравнению с прошлым периодом.
Юрий Грибанов: Если говорить о рынке банковских услуг, то хочется отметить, что рынок с точки зрения ценообразования, постепенно восстанавливается после декабрьского стресса, когда ключевая ставка выросла до 17% и потащила за собой все ставки по всем кредитам. Мы ежедневно мониторим ставки, ежемесячно считаем средние индексы по процентным ставкам в разрезе разных сегментов и, например, в октябре этого года средняя ставка по ипотеке сравнялась со средней ставкой по ипотеке образца ноября 2014 года. Я считаю, что это очень хороший показатель.
РынокВзыскания.РФ: Практически в течение года мы вернулись.
Юрий Грибанов: К сожалению, вернулись один в один только по ипотеке. По остальным сегментам картина чуть похуже, потому что в остальных сегментах нет субсидирования ставки государством. Но даже в тех сегментах, в которых ставка не субсидируется, они тоже приближаются постепенно к докризисному уровню и это уже дает рынку возможность работать на тех условиях, в тех ценовых предложениях, к которым клиент привык, в которых клиент психологически готов брать кредиты. Это даёт основания для оптимизма на 2016 год. Мы считаем, что падение в следующем году прекратится, и мы уже выйдем на рост этого рынка.
РынокВзыскания.РФ: Рост по сравнению с 14 годом всё-таки?
Юрий Грибанов: Да, конечно. Можно говорить о росте относительно текущего момента, потому что, когда рынок растёт даже по отношению к низкой базе, это уже веселее.
РынокВзыскания.РФ: Это уже хорошо. Это лучше, чем ничего. Я хочу напомнить нашим зрителям, что компания Frank Research Group является аналитическим партнером нашей трансляции. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь, какую аналитику представляете, собственно говоря, откуда эти интересные данные появляются, кто этими данными пользуется, чтобы понять, что это за рынок аналитики, банковской аналитики, откуда он появился, для кого это нужно?
Юрий Грибанов: Алексей, спасибо за уникальную возможность поговорить про нас, не так часто об этом спрашивают нас на конференциях.
Своей миссией, как компании, мы считаем следующее: мы помогаем принимать решения. Своей задачей мы видим оцифровку рынка – того рынка, на котором мы работаем. Для нас это рынок банковских услуг. Мы даём нашим клиентам (это банки и консалтинговые компании) информацию для принятия решений в столь трудное время, а сегодня цена принятия решений – это не возможность заработать больше денег, зачастую вопрос жизнеспособности бизнеса и цена решения сегодня очень высока. Поэтому мы призываем и наших клиентов, и те компании, которые не являются нашими клиентами, опираться на объективные показатели, на объективные факторы и использовать всю доступную информацию о рынке для того, чтобы сделать тот или иной шаг, тот или иной поворот для бизнеса. Источником информации для нас являются в большей части сами банкиры.
Мы очень ценим и дорожим возможностью работать с банками на уровне партнёрства. Мы обмениваемся информацией, мы выступаем интегратором статистических данных крупнейших банков, мы видим сегодня больше 70% рынка, что позволяет нам делать выводы о рынке в целом. С нами работают банки – из 30-ти крупнейших 21 является нашим клиентом. Мы, конечно, стремимся к 30, осталось 9, но даже эти 21 являются для нас очень ценными клиентами и надёжными партнёрами и мы хотим быть для них надёжными партнёрами. Надеюсь, что это получается.
РынокВзыскания.РФ: Информация, которую вы собираете, я так понимаю, что речь идёт о бигдата – то есть это огромный объём информации, которую вы анализируете. Как готовятся отчеты?
Юрий Грибанов: Вообще очень сложно понять, где кончаются «даты» и начинаются «бигдаты». Если говорить о бигдата, как о больших неструктурированных данных, то у нас такие данные тоже имеются. Это в большей степени те данные, которые мы собираем из открытых источников: по тарифами, по отделениям. Те же данные, которые мы получаем из банков, они структурированы. Их действительно много, но они структурированы – и в этом смысле классической бигдата их назвать нельзя, но мы всё равно к ним очень уважительно относимся. Это большие наборы уникальных цифр, которые нигде, кроме как у самих банкиров, получить невозможно, а банкиры нигде не могут их получить, кроме как у нас.
РынокВзыскания.РФ: Отчет, который вы подготавливаете, это только отчеты, которые вас попросил сделать каждый конкретный заказчик? Или это всё-таки существует регулярные отчеты?
Юрий Грибанов: Я вообще сторонник регулярного процесса. Действительно, самые важные и значимые направления – это ежемесячный мониторинг рынка, ежедневный мониторинг тарифов. Мы это делаем, вне зависимости, есть у нас клиент или нет. Экономическая целесообразность, естественно, появляется, когда клиент есть. Они у нас есть, и мы их очень ценим. Это регулярные мониторинги, которые являются стандартными. Если клиенту не хватает что-то в стандартном наборе, мы всегда готовы сделать ему кастомизацию.
РынокВзыскания.РФ: Хорошо, тогда в завершение разговора хотелось бы узнать, какие планы у Frank Research Group. Если вы готовы, было бы интересно, чтобы вы поделились вашими планами на будущее.
Юрий Грибанов: У нас несколько направлений. Наша работа в плане приближения будущего. Первое: мы работаем над нашим терминалом – порталом бизнес-аналитики, который является инструментом для работы с нашими данными. Их очень много и без эффективного инструмента очень сложно получить из этого набора смысл. Работа по его модернизации – это каждодневный процесс. Мы слушаем клиентом, мы каждый месяц делаем новые релизы. Это для нас такой любимый проект.
РынокВзыскания.РФ: Бесконечное улучшение?
Юрий Грибанов: Это то, во что мы верим, как в будущее аналитики. Цифры без инструмента – они лежат мёртвым грузом.
РынокВзыскания.РФ: То есть это возможность любой компании, у которой есть доступ к такому терминалу, быстро получить доступ к информации, которая её интересует, на основании имеющихся данных?
Юрий Грибанов: В двух словах, это в руках каждого топ-менеджера планшет, а на планшете наш терминал с онлайн-доступом к самой свежей информации в любой точке мира, где есть Интернет.
РынокВзыскания.РФ: Амбициозно.
Юрий Грибанов: Это первое. Второе – это, конечно, расширение сфер изучения. Дело в том, что вопросов огромное количество и кризис показал, что информации катастрофически мало, ниш огромное количество и для нашей компании, и для других компаний, которые хотят стать заметными игроками на рынке аналитики. По сути, это терра инкогнита. Проще сказать, что рынок знает о себе, чем перечислить те вопросы, которые он не знает. И мы методично закрываем вот эти пробелы.
В этом году мы запускаем огромный проект по рынку изучения private banking. Это закрытый и неизвестный рынок, с точки зрения цифр, с точки зрения долей игроков, с точки зрения того, как рынок устроен, сколько там клиентов, мало что известно. Мы совместно с прайвет-банкирами пытаемся приоткрыть завесу тайны над вот этим сложным рынком.
Мы осторожно смотрим в сторону рынка коллекторских услуг. Тоже огромное число вопросов возникает у участников бизнеса. Есть несколько проектов пока секретных, о которых я не готов пока рассказывать, но если резюмировать, то вообще наше развитие строится на внимательном прислушивании к потребностям нашего клиента и мы очень благодарны нашим клиентам-банкирам и нашим друзьям, партнёрам, коллекторам, что они не дают нам застыть, как мухи в янтаре. У них всегда возникают какие-то новые идеи о том, что можно было бы сделать.
РынокВзыскания.РФ: Движение вперёд – это самое главное. Юрий, я хочу поблагодарить вас от лица портала «Рынок взысканий» за то, что нашли время, пришли к нам, рассказали и поделились информацией о ситуации на рынке. Будем рады видеть вас ещё!
Юрий Грибанов: Алексей, спасибо Вам. Удачи порталу. Читайте портал «РынокВзыскания.РФ».
Юрий Грибанов,генеральный директор компании Frank Research Group.