«Не делайте из меня преступника!» Взгляд на взыскание с другой стороны.
«Здравствуйте, вам звонят из коллекторского агентства...». Ну, вот и все. Одна тяжелая мысль сменяет другую. Что мне им сказать? Где взять денег на оплату долга? Что теперь со мной сделают? Заберут машину? Квартиру? А если узнают на работе?
Каждый, кто невольно становился «клиентом» коллекторского агентства знает: на самом деле, голос на том конце провода не так уж и страшен. Он даже может быть приятным, может быть – женским, теплым и ласковым, напоминающим голос сестры или матери. Страшно то, что этот голос скажет: «Срок вашей просроченной задолженности превысил допустимые границы. Вам необходимо погасить долг в ближайшие…»
Господа присяжные заседатели! Я помню о своей просроченной задолженности. Но голос коллектора в телефонной трубке также вызывает во мне неуверенность и страх, как если бы это был голос полицейского.
Что должен сказать коллектор, чтобы не напугать и не обидеть и без того загруженного проблемами должника, а побудить его к диалогу и скорейшему разрешению проблемы? Прежде всего, коллектору следует помнить, что я, то есть, должник, не юрист и, скорее всего, не разбираюсь в тонкостях кредитования. Я, положим, писатель или продавец, в общем, человек хоть и с высшим образованием (а иногда и вовсе без него), но бесконечно далекий от мира финансов. Принимайте во внимание: большинство граждан нашей страны финансово неграмотны и ждут вашей квалифицированной помощи. Я, например, чувствую, что где-то меня обхитрили, когда я согласился взять кредит при покупке того телевизора. Спешил, а там еще очередь. Договор смотрел наискосок, когда подписывал. Ну а уж чтобы посчитать, как возвращать буду, речи вообще нет – решение-то было спонтанным. Он так классно смотрелся на витрине! И вторая половина моя все науськивала: «Давай такой купим, ну давай!»
Механизм начисления процентов, пени и прочих штрафных санкций за просрочку кредитного соглашения бывает столь сложным, что должник зачастую просто не может понять: откуда взялась сумма, почти вдвое превышающая размеры его кредита? Коллектор поясняет: «Если вы не выплатите долг сейчас, через месяц сумма вашего платежа может составить…» Сколько-сколько? В отличие от должника, коллектор точно знает, как можно избежать дополнительных растрат и прийти к гибкому соглашению с банком. Так что, если у должника есть шанс избежать взыскания огромных процентов, потрудитесь мне об этом сообщить. Раз уж наступил на грабли, то хотя бы урок из этого извлеку. Ведь разговор о взыскании – это как у врача на приеме. Только заболевание другое – финансовое. Нужно внимательно обсудить все симптомы, чтобы диагноз и лечение были самыми эффективными. И, конечно, хорошо бы врач попался знающий, профессиональный, а не неуч какой-нибудь. Предложение оплаты на облегченных условиях мотивирует куда сильнее, чем угрозы в несколько раз увеличить сумму долга.
Неуверенным и раздражительным должника делает и страх огласки. И боится он не осуждения соседей по подъезду, а потери доверия самых близких родных и друзей. Для начальника и коллег его просроченный долг также окажется неприятным сюрпризом, более того, информация о том, что сотрудник имеет дело с коллекторами, может послужить причиной для увольнения. В большинстве случаев, конечно, обращение к третьим лицам с просьбой помочь нерадивому заемщику оплатить долг – один из «крайних» приемов коллекторского агентства. Но все же, заметь, коллектор, что я хоть и твой должник, но я уже не ребенок - я хожу в костюме, может даже езжу на машине и получаю в банке кредит. Поэтому я готов цивилизованно решить проблемы с долгами: ведь для меня, по сути, это лучший выбор. Зачем же ты привлекаешь к нашему с тобой делу внимание моих пожилых родителей, побуждая их не спать по ночам?
Ты считаешь, что я обманываю тебя, коллектор? Ты не веришь ни одному из данных мной обещаний, дожидаясь случая, когда сможешь подловить меня на лжи и нанести еще один удар моему самолюбию. Но твое недоверие отнюдь не мотивирует меня, наконец, нанести визит в банк. «Если даже коллектор мне не верит, представляю, какой репутацией я обладаю среди своих кредиторов»,- думаю я. Конечно, ты прав, ведь ты считаешь, что стыд и совесть – мощные рычаги давления на должника. Но если уж у нас зашел такой разговор: задевая меня, заставляя оправдываться, чувствовать себя наказанным, ты, дорогой коллектор, успешно добьешься выплаты долга. И мы с тобой разойдемся в разные стороны: ты, довольный, и я, с опущенными плечами и липким, неприятным ощущением вины. За это я и недолюбливаю тебя, коллектор.
Кстати, не только коллекторам приходится сомневаться в честности должников. Довольно часто можно поставить под сомнение искренность самого коллектора: чтобы выглядеть внушительнее, нерадивые из них запускают все механизмы «машины взыскания», тратят время и деньги, заставляя меня оплатить мою, по сути, мизерную задолженность. Каждая мера коллектора должна быть адекватна решаемой ситуации, каждое слово – актуально проблеме должника. Заемщик, знающий, что его готовы выслушать и что с его делом работают индивидуально, расплатится гораздо скорее – лишь бы прекратить настойчивые действия коллектора.
И наконец, мой последний совет, но уже не в адрес коллекторов. Этот совет для меня самого и для всех заемщиков, которые уже однажды слышали или, к несчастью, когда-нибудь услышат в телефонной трубке голос коллектора. Агентство по взысканию долгов – не исправительное учреждение, а коллектор – не судья и не прокурор, и, общаясь с ними, мы вовсе не должны испытывать страх, терпеть принуждение и сносить оскорбления. Коллектор обязан действовать в рамках правового поля и не имеет возможности угрожать нам лишением свободы, насилием или самостоятельно изымать наше имущество. Коллекторы не делают из нас преступников. Преступников из себя делаем мы сами, не зная простейших юридических норм, не просчитывая свои финансовые возможности, относясь безответственно к финансовой дисциплине и загоняя себя в ловушку страхов, стыда и неуверенности. Да, и напоследок самое главное – перед тем как брать кредит или займ, трижды подумай – так ли он тебе нужен?
Материал предоставлен FinDigest компании "Финкарта".