Учить или не учить? Чем ответит кредитор за непрофессиональную работу своих взыскателей?

В современном обществе создан негативный образ сотрудника службы взыскания. Многочисленные телепередачи активно пропагандируют имидж недобросовестных коллекторов. Деятельность которых, является противоправной и практически находится вне закона.
Появляются представители антиколлекторских компаний, которые вводят граждан в заблуждение относительно того, что долги можно не возвращать, а так же учат, как разговаривать с представителями служб взыскания.
Важно то, что многие современные должники серьезно убеждены в том, что долги можно не возвращать, а это порождает многочисленные конфликты, жалобы в государственные структуры, которые не лучшим образом отражаются на структурах, взыскивающих задолженность.
Нужно ли учить сотрудников, взыскивающих задолженность?
ДА.Коллекшн: Интерес средств массовой информации к теме взыскания долгов будет высоким всегда. Так как такого количества душещипательных историй, как в этом бизнесе, вряд ли можно найти в каком-либо то другом. При незначительных усилиях находятся сотни историй о том, как должников запугивают коллекторы, вымогают деньги и угрожают.
Да, историй много, но факт остается фактом. В профессиональной грамотности сотрудников служб взыскания задолженности есть существенный пробел.
Многие сотрудники не всегда обладают достаточным наличием знаний и навыков, чтобы проводить профессиональные переговоры. Часто нарушается тонкая грань деловых переговоров, которые зачастую перерастают в конфликты, а бывает и заканчиваются угрозами в адрес клиента.
Работа профессионального переговорщика многогранна. Профессионал должен досконально знать действующее законодательство, разбираться во всех разновидностях кредитных продуктов, причинах возникновения задолженности, уметь оперировать этими знаниями в переговорах, разбираться в психологии и уметь слушать и слышать должника. Немаловажным навыком является умение управлять собственными эмоциями, а так же важен навык управления стрессом. Профессии профессионального взыскателя задолженности нет, соответственно и стандартов знаний так же нет. А раз подготовки по профессии специалиста по взысканию задолженности в институтах нет, то такая подготовка сотрудников ложится на работодателя.
Зачем работодателю учить своих сотрудников?
ДА.Коллекшн: Итак что же получает работодатель при инвестициях в обучение сотрудников:
- Результативность работы профессионально подготовленного сотрудника существенно выше, чем у неподготовленного сотрудника;
- Работа профессиональных переговорщиков позволяет сохранить лояльность клиентов;
- Снижение репутационных рисков при осуществлении мероприятий по взысканию задолженности;
- Регулярное обучение позволяет снимать «стереотипное мышление» у сотрудника, сотрудник становится более гибким и вариативным в переговорах;
- Регулярное обучение способствует профилактике «выгорания сотрудника», сотрудник дольше работает в организации;
- Формируется лояльность сотрудника к компании, что влияет на снижение текучесть персонала.
Итак в вопросе необходимости обучения мы разобрались. Учить нужно, но возникает следующий вопрос.
Чему же необходимо учить сотрудников службы взыскания?
ДА.Коллекшн: Мы уже говорили о том, кто такой профессиональный переговорщик, теперь более детально рассмотрим те направления, в которых должен быть компетентен специалист по взысканию задолженности.
Ключевыми и фундаментальными являются доскональные знания законодательной базы. Статьи ГК, ГПК, УК, Федеральные законы, все нормативные акты, которые регулируют долговые обязательства, права и обязанности, обработку персональных данных и т.д. Важным так же является не только отличное знание, но и умение правильно применять эти знания.
В зависимости от сфере деятельности кредитора сотрудник должен понимать причины образования задолженности, начисления штрафных санкций и уметь об этом на понятном языке рассказать должнику.
Понимание психотипов человека и знание основ поведенческой психологии человека помогает находить общий язык в переговорах с заемщиком.
Навык поведения в конфликтах и умение управлять конфликтом помогает сотруднику переводить эмоциональные переговоры в конструктивное русло.
Все вышеперечисленные знания и навыки способствуют формированию профессионализма сотрудника, а профессионал всегда уверен в себе, спокоен и четко понимает к какому результату нужно прийти. Работа такого сотрудника конструктивна, сопровождается низким количеством претензий и высоким результатом.
Как же обучать сотрудников?
ДА.Коллекшн: Существуют разные варианты организации профессиональной подготовки сотрудников. Рассмотрим их.
Вариант первый – создавать внутреннее обучение на базе наработанных знаний в компании.
Для этого часто выделяются профессиональные переговорщики, которые способны обучать. Иногда бывает, что тренеры не имеют экспертных навыков, но являются сертифицированными тренерами. Этим сотрудникам поручается наработка методических материалов и по подготовленным материалам проводится обучение специалистов.
Вариант не плохой, но у данного варианта есть плюсы и минусы.
Итак о плюсах:
- Сотрудники, которых назначили тренерами, будут с высоким энтузиазмом создавать материалы по обучению;
- На создание внутреннего обучения не требуется больших затрат (оплата труда внутренних тренеров, аудитория и ее оборудование, расходные материалы для проведения тренингов и подготовки методического материала) .
- Формируется методический материал, который останется в компании.
Теперь поговорим о минусах:
- Низкая квалификация тренерского состава порождает не серьезное отношение сотрудников к такому обучению, т.к. недавних коллег или тренеров без опыта не всегда воспринимают, как экспертов;
- Долгий процесс наработки эффективных программ обучения, проведение которых будет давать рост результативности;
- Низкий результат от обучения как минимум в первые год работы отдела обучения.
Данный вариант приемлем, когда нет цели существенно увеличить результативность взыскания. А так же есть время на наработку эффективного методического материала по обучению.
Вариант второй – обучение сотрудников на внешних курсах или приглашение экспертов по профессиональной подготовке специалистов по взысканию задолженности.
Плюсы:
- Сотрудники получают готовые инструменты для эффективной работы;
- Проходя специализированное обучение у экспертов, сотрудники с большим энтузиазмом начинают применять все наработки на практике, что несомненно приводит к быстрому росту результативности;
- Повышается лояльность сотрудников к компании;
Минусы:
- Обучение сотрудников на внешних курсах, как и приглашение экспертов стоит дорого;
Данный метод обучения приемлем, когда крупная компания хочет существенно и в короткие сроки увеличить результативность взыскания. Так же он подходит не большим по численности компаниям, в которых создание внутренних отделов обучения экономически не целесообразно.
Третий вариант - приглашение экспертов для обучения сотрудников службы взыскания, создания профессиональных стандартов обучения по подготовке профессиональных переговорщиков. А так же подготовка внутреннего штата профессиональных тренеров.
Плюсы:
- В короткие сроки все сотрудники проходят профессиональное обучение, что дает существенное увеличение результативности работы;
- Компания получает проверенные методики обучения сотрудников;
- Все методики обучения адаптируются под специфику деятельности компании;
- В короткие сроки повышается результативность работы;
- Сотрудники лояльно настроены на обучение, поставленное профессиональными экспертами;
- Серьезное отношение сотрудников к профессионально подготовленным внутренним тренерам.
Минусы:
- Высокие разовые затраты на проект.
Данный вариант приемлем, когда в службе взыскания организации запланирован существенный рост численности сотрудников, либо уже работает большое количество сотрудников. Перед организацией стоит задача по формированию стандартов подготовки сотрудников, которые позволят в короткие сроки выйти на существенную и необходимую результативность. Более того необходимо понимать, что существенные инвестиции в постановку профессионального обучения возвращаются очень быстро.
Выбор того или иного варианта профессионального обучения зависит от совокупности факторов в организации. Это и численность сотрудников службы взыскания; и запланированные показателей роста штатной численности персонала; и планируемый рост результативности; и внутренней политика в совокупности с бюджетом.
Непрофессиональная работа своих взыскателей чревата для кредитора:
- Низкой результативностью взыскания;
- Проверками гос.органами по факту жалоб должников;
- Судебными процессами с должниками;
- Серьезными репутационными рисками, связанными с потерей клиентов.
Современная действительность предъявляет существенные требования к работе сотрудников службы взыскания и без профессиональной подготовки кадров уже не обойтись.
Если принято решение учить, как не ошибиться с провайдером?
ДА.Коллекшн, Дина Буш: В настоящее время действия контролирующих органов заставляют Кредиторов пересматривать процессы и инструменты используемые при взыскании проблемной задолженности. Следовательно это дополнительные затраты, а если тратить, то на услугу которую можно рассмотреть как инвестицию.
Компаний специализирующихся на обучении исключительно в столь узкой направлении как коллекшн - единицы. Вектор их действия нацелен на повышение уровня компетентности коллекторов и организации процесса взыскания в целом. Постренинговый эффект такого обучения позволяет вывести результаты взыскания на более высокий уровень эффективности.
Использование проверенных инструментов и технологий полученных на обучении, поможет избежать претензий со стороны контролирующих органов по отношению к действиям взыскателей, т.к. сотрудники будут обучены действовать исключительно в рамках правового поля.
При выборе провайдера уделите внимание практический компетенциям его преподавательского состава, он должен демонстрировать экспертность в области взыскания проблемной задолженности, а не только наличие теоритических знаний и умение «красиво» говорить.
Статья для журнала "Кредитная кооперация сегодня, завтра всегда".