Игорь Тимошенко: “Со СМЭВ пока есть проблемы, но за этим каналом будущее”
Директор управления принудительного взыскания АБК Игорь Тимошенко на форуме “Лидеры цифрового развития” рассказал, на что обращать внимание при электронном взаимодействии с Федеральной службой судебных приставов (ФССП) и с какими проблемами чаще всего сталкиваются участники рынка.
В настоящее время есть три вида взаимодействия с ФССП посредством электронного документооборота: через личный кабинет единого портала государственных услуг и функций (ЕПГУ), программный интерфейс (API) и систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). При этом, по словам Игоря Тимошенко, при работе с каждым из этих способов возникают свои проблемы. “Одной из основных проблем взаимодействия через кабинет юридического лиц, заключается в периодичских сбоев в работу сервисов ЕПГУ”.
По словам Игоря Тимошенко, у этого канала есть и другие проблемы.Например, в августе 2021 года на ЕГПУ был запущен сервис полномочий сотрудников по сопровождению исполнительного производства, который регламентировал выдачу электронных доверенностей сотрудников, зарегистрированных на портале. Однако при взаимодействии с ФССП из ряда РОСП приходят отказы на предоставление информации в связи с неподтвержденными полномочиями. Предполагается, что это связано с недостаточной информированностью отдельных судебных приставов-исполнителей о запуске данного сервиса в работу.
“Добавилась и другая проблема. Раньше через ЕГПУ можно было подать жалобу в порядке подчиненности на невозбуждение исполнительного производства. Сейчас такой опции больше нет, что означает шаг назад. Теперь при подаче жалобы необходимо указывать номер исполнительного производства, что делает невозможным подачу жалобы на ЕГПУ и данный вид жалоб приходится пересылать на бумаге через Почту России”, - говорит директор управления принудительного взыскания АБК.
Затронул Игорь Тимошенко и другой момент, который уже обсуждали другие спикеры на форуме, - отсутствие в ответах ФССП о ходе исполнительного производства информации об имуществе должника. По словам эксперта, сейчас игроки рынка пытаются эту проблему решить, направляя письма в соответствующие ведомства, но пока положительного ответа добиться не удалось. Также иногда прохид отказ о предоставлении информации об исполнительном производстве в связи неправильным внесением наименования компании-взыскателя в АИФ ФССП даже при правильном ИНН.
Через канал ЕПГУ сейчас можно отправлять пять видов запросов - они же будут доступны и при подключении API. При подключении через СМЭВ запросов доступно намного больше, но этот канал взаимодействия имеет свои особенности. “Мы уже подключились к СМЭВ 3.0 и две недели назад получили первые сведения от ФССП", - рассказал Игорь Тимошенко.
Также эксперт рассказал о видах запросов и ответов, которые можно отправлять и получать в рамках электронного взаимодействия - сведения о них содержатся в приказах ФССП №195 и №8, и найти их можно на сайте ведомства. “Для начала полноценной работы с системой нужно провести тестирование по каждому виду запросов. Так, в приказе №8 перечислены 25 видов запросов, и их все должны протестировать ваши IT-специалисты. При этом стоит учитывать, что тестирование одного вида может занимать и одну неделю, и один месяц”, - отмечает Игорь Тимошенко.
В то же время, по словам эксперта, преодоление всех этих сложностей стоит того, так как на основании всех ответов, которые компании получают через СМЭВ, можно максимально автоматизировать взаимодействие сотрудников с ФССП. В конечном счете это приведет к сокращению рутинной нагрузки на специалистов, высвобождению времени на более сложные задачи и повышению эффективности взыскания в целом.