Каждый третий суд в России применяет искусственный интеллект в работе

Технологии искусственного интеллекта задействованы уже в 35% российских судов. Самые активные пользователи ИИ — в судах Москвы и Московской области.
Как сообщил председатель Совета судей Виктор Момотов, нейросети чаще всего используются не для замены судей, а для выполнения технической работы — в частности, для автоматического преобразования речи в текст при составлении протоколов судебных заседаний. Такая практика уже применяется в судах Республики Башкортостан, Татарстана, Владимирской и Иркутской областей.
«Отчасти нивелировать тенденции высокой загруженности судебной системы и неукомплектованности аппаратов судов можно за счет внедрения в судебную деятельность технологий искусственного интеллекта», — заявил на пленарном заседании Совета Виктор Момотов. Он добавил, что в некоторых судах уже накоплен собственный передовой опыт применения таких систем.
В Верховном суде Республики Коми ИИ используется для поиска нормативно-правовых актов и норм регулирования правоотношений. В Вологодском областном суде нейросети применяют для анализа документов, их краткого изложения, сравнения и даже подготовки проектов судебных решений. В Амурской области работает система «Нейромагис», которая автоматически выделяет ключевые факты из административных протоколов и переносит их в базы данных.
По словам Виктора Момотова, несмотря на точечное внедрение новых технологий, они в первую очередь необходимы для того, чтобы сформировать единое информационное пространство для российской судебной системы. Председатель Совета отметил, что большинство используемых в судах информационных систем морально и технически устарели.
«Сегодня судебная система в своей основной массе использует информационные системы, которые морально устарели и, более того, технически и технологически несовместимы», — подчеркнул он.
ГАС «Правосудие» давно не модернизировалась, арбитражные суды работают на отдельной системе, обратил внимание Виктор Момотов. Кроме того, в 13 из 89 регионов действует собственное программное обеспечение для мировых судей, которое не входит в состав федеральной платформы. Все это, по словам Момотова, тормозит процессы цифровизации правосудия и увеличивает стоимость сопровождения технологий.
«Перед нами стоит задача создать единое информационное пространство и новую автоматизированную систему, которая объединит все звенья судебной системы на более экономически выгодной основе», — резюмировал Виктор Момотов.
Он подчеркнул, что технологии ИИ должны помогать, но не заменять судью — принимать решения может только судья. Робот должен выступать лишь его помощником при подготовке материалов.

Больше экспертного контента о рынке взыскания читайте в нашем Telegram-канале
ПодписатьсяСтатьи обсуждаем в чате DOLG TALK
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ