Прокуратура добилась взыскания 1,5 млрд рублей, похищенных кибермошенниками

Более 7 тыс. исков в суд направила в прошлом году прокуратура, чтобы взыскать средства по картам, на которые мошенники первично переводили деньги, похищенные у россиян. Речь идет о возврате 1,5 млрд рублей, уточняет Генеральная прокуратура РФ.
В ведомстве отмечают, что количество случаев кибермошенничества в России в 2024 году выросло на 15% — со 110 тыс. до 130 тыс.
«В целях защиты прав граждан прокуроры обращаются в суд с исками. Сформирована судебная практика оспаривания договоров, заключенных с банковскими учреждениями под влиянием заблуждения», — добавили в ведомстве.
Нередко мошенничество совершается под давлением на пострадавших. В Генпрокуратуре обращают внимание на то, что злоумышленники «все больше адаптируются к новым технологиям, а граждане становятся уязвимыми к уловкам мошенников».
Участились случаи, когда преступники выдают себя за сотрудников правоохранительных ведомств, банков и прочих организаций, требуя от своих жертв переводов на «безопасные счета».
Еще один механизм — социальная инженерия, когда пострадавшие сами предоставляют доступ к своей информации, устанавливая вредоносные приложения или переходя по подозрительным ссылкам с фейковыми паролями.
«Как правило, в использовании нелегальных схем и методов психологического манипулирования участвует целая цепочка махинаторов с распределением ролей, включая организаторов, “обнальщиков” и подставных лиц (дропперов)», — уточняют в прокуратуре.
Операторов сотовой связи, пропустивших звонок от мошенников без блокировки подозрительного трафика, также привлекают к ответственности. В прокуратуре подчеркнули, что к ним также применялись меры судебного принуждения по взысканию причиненного потерпевшим ущерба.
Ранее «Рынок Взыскания» сообщал, что в Центробанке фиксируют существенный рост кибермошенничества в банковском секторе. При этом кредитование в МФО оказалось более безопасным. Эксперты считают, что для противодействия социальной инженерии необходимо наделить кредиторов дополнительными инструментами анализа данных заемщиков и предоставить возможность отслеживать время смены личных данных клиентов в аккаунтах на «Госуслугах».
Больше полезного контента для профессиональных взыскателей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!