Эксперт: торги в исполнительном производстве и банкротстве неэффективны
![](https://rvzrus.ru/assets/images/news/6756f55f5da531733752159-detail.jpg)
Рынок выставленных на торги проблемных активов в исполнительном производстве по итогам 2024 года может составить 160 млрд рублей, превысив показатели 2023 и 2022 годов (156 млрд и 149 млрд рублей соответственно). Такую статистику в интервью «Банковскому обозрению» озвучил начальник управления принудительного взыскания и банкротства Сбербанка Евгений Акимов.
Эксперт уточнил, что успешно реализовать имущество по исполнительным производствам в 2023 году удалось на сумму 21 млрд рублей — это всего 13% от объема активов.
В банкротных процедурах объем выставленного на торги имущества оценивается по итогам 2023 года в 4,8 трлн рублей. Из этой суммы кредиторы смогли взыскать не более 3–4%.
«Если говорить о банкротстве юридических лиц, сейчас оно в среднем длится уже почти четыре года! Пять лет назад средний срок составлял около трех лет, а десять лет назад — два года. Процедуры становятся все более конфликтными. Кредиторы и арбитражные управляющие оспаривают огромное количество сделок, появились новые инструменты для привлечения лиц к субсидиарной ответственности», — считает Евгений Акимов.
Большое количество различных инструментов в банкротстве приводит к тому, что «спор идет ради спора», констатирует спикер.
Ситуация с исполнительным производством также оставляет желать лучшего, в том числе из-за того, что ФССП не имеет права самостоятельно устраивать аукционы.
Введение электронных торгов в банкротстве в 2011 году значительно повысило эффективность процедуры, но на данный момент только 60% торгов в исполнительном производстве идет в таком формате.
Все это позволяет сделать вывод, что торги в рамках процедуры финансовой несостоятельности и по исполнительным производствам являются малоэффективным инструментом, который год от года становится более затруднительным и затяжным.
Такая ситуация грозит не только кредиторам, но и государству, считает эксперт. Например, в ходе «бесконечного» банкротства юрлица не могут сохранить трудовой коллектив, цепочки поставок и экономические связи. Это приводит к росту социальной напряженности и потере налогов для бюджета.