Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
24 мая 2024, 15:50
Актуальные новости 132

Ритейл заходит в микрофинансы. Почему торговым сетям выгодно открывать свои МФО

Торговая сеть «М.Видео» зарегистрировала собственную микрофинансовую организацию для предоставления рассрочки клиентам. Эксперты прогнозируют рост количества аффилированных с ритейлом МФО, поскольку это значительно упрощает процесс кредитования. О возможном влиянии таких организаций на рынок взыскания просроченной задолженности говорить рано — релевантной статистики нет.

В марте 2024 года Центробанк внес в реестр микрофинансовых организаций микрокредитную компанию «Директ Кредит Пэй» («ДК Пэй»), следует из данных регулятора. Компания является дочерней структурой кредитного брокера «Директ кредит центр», принадлежащего ритейлеру «М.Видео». Согласно отчетности торговой сети, МКК была учреждена в апреле прошлого года.

На сайте «ДК Пэй» говорится, что ее основным направлением «является создание и предоставление партнерам и их клиентам удобного сервиса по организации приобретения товаров/услуг в магазинах и на электронных площадках наших партнеров на условиях оплаты в рассрочку».

По данным на сайте «М.Видео», «ДК Пэй» предоставляет клиентам сервис «М.Рассрочка», дающий возможность оплаты товара стоимостью от 3000 до 99000 рублей частями. Вознаграждение Сервиса составляет 22,8%; 32,4%; 36%; 40,8% от стоимости покупки при рассрочке платежа на 12; 18; 20; 24 месяца соответственно. Лимит стоимости товаров или услуг определяется на усмотрение «ДК Пэй».

Тренд на онлайн-торговлю как стимул

Как рассказал «Рынку Взыскания» основатель сервиса «КРЕДЧЕК», председатель Совета СРО микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и Развитие» Эльман Мехтиев, в пандемию 2020 года многие ритейлеры были вынуждены в срочном порядке запускать онлайн-продажи. Вслед за ними в онлайн перешло и POS-кредитование — вид потребительского кредита, выдаваемый непосредственно в торговых точках.

Со временем выяснилось, что конкуренция в онлайне требует, чтобы изменения IT-систем, необходимые для запуска и успеха новых способов продаж, происходили с огромной скоростью. Ждать от банка год и более для вывода нового способа взаиморасчетов ритейлеры уже не могли — такая скорость изменений не самая сильная сторона банков, тем более что получили распространение схемы BuyNowPayLater (BNPL), когда покупатели оплачивают онлайн-покупки равными частями в течение короткого периода времени.

В результате маркетплейсы и ритейлеры обратились к МФО, и те из них, которые давно работали в онлайн-пространстве, оказались «на коне». Маркетплейсы уже осознали преимущество связки: «собственный банк для расчетно-кассового обслуживания плюс собственная МФО для кредитования розничных покупателей».

«Каждый сам решает, с какой скоростью и в какой форме входить на рынок финансовых услуг. Поэтому в ближайшее время мы можем увидеть как рост количества собственных МФО у ритейлеров, «ушедших» в онлайн, так и рост количества коллабораций и даже коопераций МФО, выступающих как технологические платформы, с ритейлерами, которые решили не терять время на обучение методом проб и ошибок», — говорит Эльман Мехтиев.

Предстоит много учиться

Решение запуска МФО в периметре группы, а не работа в партнерстве с уже «готовой» организацией, может быть обусловлено стремлением иметь больше возможностей для наращивания базы клиентов и повышения маржинальности бизнеса. Директор по продуктам МФО Moneyman Анна Панкратова в комментарии «Рынку Взыскания» отметила, что скорость запуска, эффективность и рентабельность работы по этому направлению напрямую зависит от наличия соответствующей экспертизы. В случае ее нехватки целесообразно наладить взаимодействие с опытными игроками микрофинансового сектора. Подобное технологическое партнерство сейчас является одним из трендов на рынке, и МФО также в нем заинтересованы. В частности, речь идет о тестировании гипотез и скоринга.

«Кредитование сторонних клиентов посредством таких дочерних структур может быть потенциально интересно ритейлерам. При этом в качестве клиентов могут выступать, например, и покупатели, и продавцы товаров на маркетплейсах, которым нужны заемные средства на финансирование нужд бизнеса», — считает Анна Панкратова.

В поисках дополнительного дохода

Председатель правления — президент Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) Андрей Карпов в беседе с «Рынком Взыскания» подчеркнул, что  торговые сети способствуют заработку для целого круга своих контрагентов и смотрят на те направления, в которых потенциально можно зарабатывать самостоятельно. С учётом того, что маржа в розничном бизнесе не самая высокая, а конкуренция достаточно сильная, компании рассматривают варианты, чем можно дополнительно заниматься в рамках основного бизнеса.

«Развитие ритейлерами направления МФО, с одной стороны, несет достаточно высокие риски, но одновременно там выше маржинальность. Если оптимально выработать схему деятельности на этом рынке, то направление вполне может оказаться перспективным, — полагает Андрей Карпов. — Возможно даже, что МФО, открытые ритейлерами, будут сотрудничать ещё и с другими организациями, но насколько сети будут развивать это направление — покажет время».

Неизведанная просрочка

Вопрос о просроченных задолженностях клиентов таких МФО и их влиянии на рынок взыскания пока можно оценить только в среднесрочной перспективе — сама просрочка должна еще и «вызреть», объяснил Эльман Мехтиев. Наличие просрочки возможно при любом виде кредитования, однако в сегменте POS, благодаря его целевому характеру кредитования, она всегда была ниже. Исключение составляли только меха, драгоценности и электроника.

«В онлайн-кредитовании гораздо большие убытки может принести неумение противостоять неправомерному использованию чужих персональных данных — так называемое «онлайн-мошенничество», — считает эксперт.

Поделиться :

Запросить доступ