ЦБ РФ чаще всего штрафует банки за произвольный доступ к данным заемщиков
Регулятор стал реже штрафовать банки, но 90% санкций все еще имеют отношение к запросам кредитных историй граждан.
В 2021 году Банк России 162 раза привлекал российские банки к административной ответственности в рамках КоАП. Об этом сообщает “Коммерсантъ” со ссылкой на опубликованные данные регулятора, отмечая, что это на 17% меньше, чем годом ранее. При этом больше всего нарушений зафиксировано за принадлежащим ЦБ банком “ФК Открытие” (76 постановлений). На втором месте - Альфа-банк, на третьем - Тинькофф-банк.
Самым распространенным нарушением остается недобросовестное получение кредитной истории заемщика. Банки и МФО могут получить доступ к основной части кредитной истории гражданина только с его согласия. По словам партнера консалтинговой группы GRM Сергея Новикова, такое разрешение подписывается при подаче заявки на получение кредита, и оно действительно в течение шести месяцев или срока действия кредитного договора. Эксперт добавляет, что без согласия физлица информацию может получить ограниченный круг лиц, в том числе регулятор, судебные приставы, следственные органы и суды.
Штрафы за нарушение незначительны: для юрлиц они составляют 30-50 тыс. руб. Однако количество предписаний говорит о массовости проблемы. В перечисленных выше банках на запросы “Ъ” не ответили, однако в других кредитных организациях проблему списывают на “технику”. Так, в ВТБ указали на возможность единичных технических ошибок. Руководитель кластера розничного кредитования МТС-банка Иван Барсов обратил внимание на упрощенную процедуру оформления кредитов, а таким образом невозможно подтвердить факт, что банк получил от клиента согласие на запрос его кредитной истории в БКИ.
При этом такие запросы могут привести к последствиям для потенциальных заемщиков. По словам Новикова, число запросов о кредитной истории физлица может влиять на так называемый скоринговый балл заемщика. Руководитель проекта ОНФ “За права заемщиков” Евгения Лазарева согласна с тем, что неправомерные запросы банками кредитной истории заемщика могут испортить его оценку и негативно сказаться на будущем кредитном опыте клиента. В то же время она отмечает и возможность ситуации, когда сам клиент неосознанно предоставил согласие на запрос банка в БКИ, например случайно поставил галочку с описанием мелким шрифтом в онлайн-форме.
Новиков также добавляет, что незаконное получение кредитного отчета некоторые финансовые организации иногда используют как механизм наполнения своей клиентской базы. Такую практику подтверждают в бюро кредитных историй. В ОКБ отметили, что такая проблема существует: банки ежемесячно запрашивают миллионы кредитных историй и периодически допускают ошибки. В НБКИ рост числа обращений граждан по поводу незаконного доступа к их кредитным историям связывают с многократным ростом запросов как своих кредитных историй, так и персонального кредитного рейтинга. При этом в ОКБ сообщили, что с этого года при расчете кредитного рейтинга частые запросы кредитной истории со стороны банков не учитываются.
С середины этого года вводятся новые правила. Так, пользователи кредитной истории будут обязаны использовать установленную ЦБ форму подтверждения согласия субъекта кредитной истории. В регуляторе отметили, что форма содержит большой пул сведений, что затрудняет формальное отношение к требованию о наличии согласия. Предполагается, что это будет способствовать снижению неправомерных запросов кредитных отчетов.