Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
14 января 2022, 18:07
Актуальные новости 158

Банки меняют подходы к автокредитованию

Кредитные организации ищут новые направления для развития сегмента из-за падения его маржинальности на фоне текущих экономических и эпидемиологических условий. Конкуренция идет за скорость, технологичность и полноту предложения для клиента.

Прошлый год стал успешным для рынка автокредитования. Как сообщает “Коммерсантъ” со ссылкой на данные Frank RG, количество выданных в декабре кредитов составило 76,1 тыс., что на 7% выше показателя предыдущего месяца и на 4% больше значения декабря 2020 года. Объем кредитов за месяц даже установил рекорд в 102 млрд руб., а в целом за год он приблизился к 1,1 трлн руб.

Однако если до пандемии декабрь по количеству выданных автокредитов традиционно был одним из лучших месяцев года, на этот раз количество оказалось значительно ниже среднего показателя за предшествующие 11 месяцев (78,1 тыс.). Общий же объем выданных кредитов за год составил 935 тыс., что лишь на 0,5% выше показателя 2020 года и чуть меньше декабря 2019 года (939 тыс.). Положительным моментом в этой ситуации стало увеличение среднего чека на фоне дефицита автомобилей и разгона инфляции - до 1,33 млн руб. Темпы роста составили 28%, это рекорд за пять лет.

Начальник управления “Автокредитование” ВТБ Иван Жигарев считает, что рост цен вызван дефицитом новых машин и “провоцирует общее состояние неопределенности на рынке”. В то же время увеличение валового объема автокредитования слабо отразилось на финансовых показателях банков. По итогам девяти месяцев 2021 года, согласно отчетности РСБУ, процентные доходы по клиентским ссудам у Сетелем-банка (крупнейший банк по объему автокредитов, входит в группу Сбербанка) снизились на 1%, до 13,1 млрд руб. Ряд дочерних банков зарубежных автоконцернов - Фольксваген-банк Рус, МС-банк Рус, Тойота-банк - даже сократили процентные доходы на 9-10%.

Пандемия, связанные с ней ограничения и перебои в поставках, дефицит популярных марок и выход на рынок новых игроков заставляют банки искать новые пути развития автокредитования, чтобы сохранить рентабельность сегмента. По словам предправления РГС-банка Алексея Токарева, компании делают ставку на реализацию новых сервисов, создавая различные партнерские проекты в смежных или тех сегментах, в которых ранее не работали. Он отмечает, что конкуренция уходит в цифровое пространство. Гендиректор ОКБ Артур Александрович подтверждает, что пока покупатели все еще приходят в автосалоны, выбирают машину и узнают, с какими банками сотрудничает дилер, но постепенно эта модель уходит в прошлое.

Сегмент автокредитования трансформируется не только из-за сокращения маржинальности, но и из-за изменения клиентского поведения, уточняет Наталья Русова. По ее словам, банк в текущих условиях должен стать сервисным партнером, покрывающим все потребности, связанные с покупкой и владением автомобилем. С этим согласен и Иван Жигарев, который отмечает, что у клиентов растет спрос не просто на заемные средства, а на комплексные продукты, например, проведение сделки, оформление страховки и запись на техобслуживание. 

Это приводит к появлению новых форматов взаимодействия, в частности, это сервис подписки на автомобили, который появился в линейке двух крупнейших банков в 2021 году. Эксперты ВТБ подсчитали, что при регулярном использовании машины такая модель оказывается на 40% выгоднее каршеринга, а ежемесячный платеж - ниже, чем по автокредиту. По прогнозам банка, к 2025 году сервис подписки может занимать 15-20% всего отечественного рынка новых автомобилей. 

Еще один возможный путь трансформации - работа с бывшими в употреблении автомобилями. Если до пандемии это был скорее нишевый продукт, то в текущих условиях все больше банков предлагают такие продукты, в том числе для оформления онлайн. По данным НБКИ, с октября 2021 года заявки на кредиты на покупку подержанных автомобилей стабильно превышают заявки на новые авто. 

С ноября 2020 года дилеры стали практиковать такую схему: клиент готов купить автомобиль за наличные, но дилер его убеждает взять кредит и погасить его на 99%, оставив небольшую задолженность. Это делается для того, чтобы банк в любом случае заплатил дилеру вознаграждение: обычно оно достигает 7–8% от суммы кредита, но выплачивается полностью только в том случае, если клиент не гасит кредит полностью в короткий срок. Из 7-8% дилер на 5% делает скидку клиенту на машину и 2% забирает себе.

Если смотреть данные БКИ, видно, как будто спрос на кредиты растет, но на самом деле значимая часть спроса, около 20%, это именно такая схема, рассказывает собеседник “Ъ” на рынке автокредитования. По его оценке, из-за такой схемы в месяц потери могут составлять до 50-70 млн руб. для одного банка и до 500 млн руб. для всех банков. Заемщикам такие продукты становятся все более интересными на фоне роста стоимости и дефицита новых авто, отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин. Есть интерес к этому продукту и со стороны банков: предельная стоимость кредитов в сегменте б/у автомобилей выше, чем в сегменте новых - 16% годовых против 13% годовых.

Раньше этот рынок кредиторы считали сложным хотя бы по причине того, что риск дефолта на нем выше. Сейчас же купить новый автомобиль проблематично не только из-за дефицита, но и из-за стремительного роста цен, поэтому даже клиенты с высоким доходом все чаще отдают предпочтение подержанным машинам, говорит Артур Александрович. По словам члена совета директоров Экспобанка Алексея Санникова, в целом рынок будет продолжать расти, модифицироваться, изменяться, а гибкие и понимающие тенденции игроки смогут подстроить свои бизнес-модели под изменяющиеся реалии.

Поделиться :

Запросить доступ