На рынке кредитных карт сократилась доля СберБанка
Показатель уменьшился до минимума за пять лет.
По итогам 11 месяцев прошлого года доля Сбербанка на рынке кредитных карт сократилась с 45,3% в начале года до 43,3%. Как сообщает “Коммерсантъ” со ссылкой на данные Frank RG, это минимальное значение за пять лет. При этом речь идет о снижении доли, но не портфеля (портфель кредитных карт Сбербанка на 1 декабря составлял 869,4 млрд руб., следует из материалов Frank RG) - он растет, но более медленными темпами, чем у ближайших и более агрессивных конкурентов (“Тинькофф”, Альфа-банк, ВТБ, Совкомбанк, Почта-банк, МТС-банк).
По словам проектного лидера Frank RG Анны Стогниенко, в случае со Сбером важно учитывать и эффект масштаба: быстрый рост легче обеспечить при низкой базе старта. Она отмечает, что банк в этом сегменте несколько консервативнее конкурентов, например, у него не было кредитной карты с длинным грейс-периодом до недавнего времени, хотя ближайшие конкуренты запустили такой продукт уже пару лет назад. При этом Сбербанку неинтересно работать с маленькими чеками в кредитных картах, тогда как "Тинькофф", например, активно выдает карты с лимитом в 20 тыс. руб. и имеет более агрессивные риск-аппетиты, добавляет эксперт.
В Сбере заявили, что банк уже перешел к росту в сегменте кредитных карт. В том числе благодаря запуску в конце 2021 года новой кредитной “СберКарты” с беспроцентным периодом в 120 дней. Банк фиксирует высокий спрос на этот продукт - число заявок выросло на 80% за месяц. Согласно сведениям Frank RG, портфель кредитных карт на 1 декабря 2021 года составил 2 трлн руб. (против 1,8 трлн руб. на начало года). По данным НАПКА, в прошлом году наибольший прирост просроченной задолженности в розничных кредитах показали именно кредитные карты. За год показатель увеличился на 20% и составляет по итогам года 170 млрд руб.
Директор и руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора “Делойт СНГ” Максим Налютин отмечает, что дополнительным драйвером развития этого рынка является активная борьба банков за наиболее молодых клиентов, для которых кредитная карта становится их первым продуктом. В том числе и поэтому для данного сегмента, как правило, не характерна конкуренция по ставке, банки в основном конкурируют в удобстве обслуживания (прежде всего, с точки зрения мобильного приложения) и различных программах лояльности, добавляет управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. Начальник управления кредитных карт ВТБ Тимур Вафин соглашается, что клиенты все больше обращают внимание на удобство оформления и обслуживания кредитных карт.
При этом гендиректор “Юником24” Дмитрий Африканов обращает внимание на то, что кредитные карты представляют собой достаточно высокорискованный сегмент, что только подтверждается ростом просроченной задолженности в нем на протяжении 2021 года. По его словам, в условиях сложной экономической ситуации это привело к тому, что многие банки пересмотрели свою политику, сделав ставки на более стабильные сегменты. Анна Стогниенко прогнозирует, что в 2022 году активного роста сегмента не будет, так как ставки и риски растут, а кредитоспособность населения - нет.