Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
23 декабря 2021, 11:53
Актуальные новости 212

Приставы будут расценивать молчание коллекторов в трубку как психологическое давление

В рекомендациях для взыскателей также указано, что не стоит злоупотребять звонками с помощью роботов.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) впервые дала разъяснения, как понимать спорные положения закона о взыскании долгов с физических лиц (230-ФЗ). Как сообщает РБК, опубликован проект рекомендаций по взаимодействию коллекторов с заемщиками, где также говорится, что будет считаться нарушением закона. 

Это первый раз, когда ФССП приводит трактовки норм основного закона о взыскании с момента его принятия, сообщил представитель Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Сейчас рекомендации служба дала в связи с тем, что до июня 2021 года дела о нарушениях при взыскании долгов рассматривались только судами, а теперь соответствующие новые полномочия получили и приставы. 

Напомним, с 1 июля 2021 года в России ужесточились правила взаимодействия взыскателей с лицами, как-либо связанными с должниками, - родственниками, сожителями или, например, соседями. Для контакта необходимо наличие письменного согласия на это от должника, а также от самого третьего лица. В новых рекомендациях ФССП указано, что коллекторы теперь могут беспокоиться о согласиях, только если кредитный договор был заключен с заемщиком после 1 июля этого года. На старые долги новые правила не распространяются.

В ФССП также разграничили понятия “телефонные переговоры”, “телефонные звонки” и “попытки дозвона”. Так как закон не дает понимания, сколько должен длиться звонок должнику, чтобы считать его состоявшимся и применять ограничения на количество звонков в сутки, в ФССП предлагают учитывать только “успешное телефонное соединение” дольше одной-двух секунд, когда у должника была возможность получить информацию о собеседнике-взыскателе. При этом, если заемщик бросил трубку, то звонок должен считаться состоявшимся поскольку “за должником необходимо сохранять право не поддерживать диалог с кредитором”. В ФССП также подчеркивают, что автодозвон будет считаться психологическим давлением на клиентов и нарушением закона.

Помимо этого, в рекомендациях говорится об использования взыскателями роботов-коллекторов и “автоинформаторов”. Сейчас в 230-ФЗ такого понятия нет, и нет ясности, считать ли звонки от роботов полноценными телефонными переговорами или только голосовыми сообщениями, которые можно направлять чаще. Приставы отмечают, что современные роботы уже могут поддерживать разные сценарии диалога, а значит, их общение с должниками должно приравниваться к телефонным разговорам. Разъясняет ФССП и какие действия коллекторов могут расцениваться как введение граждан в заблуждение. К ним относится, например, сообщение должнику о подаче на него заявления в полицию в связи с неуплатой денег или требование вернуть определенную сумму к дате, которая не фигурирует в договоре. 

Отдельное внимание в документе уделено психологическому давлению на граждан. Приставы отмечают, что закон запрещает такие практики, но спектр действий, подпадающих под это определение, может быть широким. В частности, в рекомендациях указано, что “у каждого человека свой характер, порог терпимости, люди могут по-разному оценивать одно и то же действие”. По мнению ФССП, психологическим давлением можно считать обещания о розыске должника через знакомых и соседей, звонки ему на работу или звонки с молчанием в трубку, а также сообщения с угрозами в соцсетях.

По словам президента НАПКА Эльмана Мехтиева, участники рынка положительно оценивают документ ФССП. Он отметил, что рекомендации направлены на уточнение обязательных требований, установленных законодательством, что, в свою очередь, позволит контролируемым лицам не допускать нарушения в связи с неверным толкованием норм права. При этом он также обратил внимание на то, что ФССП могла бы четче указать свою позицию в некоторых вопросах и дать более развернутые рекомендации, например, по работе не с должниками, а с третьими лицами.

Поделиться :

Запросить доступ