Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
30 ноября 2021, 14:29
Актуальные новости 122

Россияне жалуются на испорченные кредитные истории

Клиенты финансовых организаций обратили внимание на то, что банки запрашивают информацию об их платежеспособности без их согласия. Некоторые из них впоследствии сталкиваются с проблемами при попытке получить кредит.

Согласно действующему законодательству, информация о займах и платежной дисциплине в целом доступна только с согласия гражданина. Но “Известия” изучили жалобы клиентов финансовых организаций на популярных форумах (banki.ru и vc.ru), где много рассказов о запросах в бюро кредитных историй (БКИ), отправленных без такого согласия. Более того, пользователи жалуются, что сведения запрашивают в том числе и организации, чьими клиентами они не являются. 

По словам Юлии из Уфы, в начале ноября она подала две жалобы в Центробанк на “Открытие” за незаконные запросы ее данных в БКИ: 14,18 августа и 27, 29 октября. Она также собирается обратиться в Роскомнадзор, а затем в суд за компенсацией, так как она не является клиентом этого банка и не давала разрешения на получение сведений из БКИ. По ее мнению, подобная практика носит массовый характер. Другая участница спросила у пользователей, как наказать ВТБ, который без ее согласия только за август 2021-го запросил ее кредитную историю семь раз. Девушка рассказала, что у нее в этом банке есть накопительный счет и ЕКП (Единая карта петербуржца), но согласия на запрос кредитного отчета она не предоставляла. Участник аналогичного обсуждения на vc.ru написал, что действия финорганизации, которая без его ведома сформировала заявку на ссуду на крупную сумму, испортили его кредитную историю и стали причиной отказа в другом банке. 

“Известия” обратились в топ-30 банков по поводу незаконного запроса кредитных историй граждан. В ВТБ заявили, что такие сведения запрашиваются только с согласия клиента, а случаи технических ошибок минимальны. В Сбере и УБРиР заверили, что делают запросы только с согласия клиента. Аналогично ответили и в микрофинансовой компании CarMoney. В МФО Webbankir и Eqvanta рассказали, что предупреждений и штрафов от регулятора не получали.

В Банке России заявили, что за январь-октябрь получили более 800 жалоб граждан на то, что кредитная история запрашивалась и получалась кредиторами без их согласия. Больше половины касаются банков, добавили там, пояснив, что только в этом году стали вести отдельную статистику по таким обращениям. Начиная с 2019-го по ноябрь 2021 года Банк России составил 1,8 тыс. протоколов за нарушения закона о кредитных историях. При этом в Роскомнадзоре ответили, что доля обращений о неправомерном доступе к кредитным сведениям со стороны банков незначительна

Согласно данным, опубликованным на сайте Центробанка, только за последний год в отношении “Открытия” регулятором было принято более 10 постановлений о привлечении к административной ответственности на основании ст. 14.29 КоАП РФ (“Незаконное получение или предоставление кредитного отчета”). В отношении ВТБ и МТС Банка принято по пять аналогичных решений. В Банке России рекомендуют гражданам оспаривать неправомерно внесенные сведения или запросы, обращаясь в БКИ, так как вся информация, содержащаяся у них, может быть использована кредитором при принятии решения. Также регулятор напомнил, что с 2022-го появится возможность опротестовать такие сведения путем обращения напрямую к кредитору. 

Гражданам действительно не нравится не только факт получения сведений без разрешения, но и то, что это может негативно сказаться на кредитной истории. Так, в Webbankir пояснили, что если запросов и отказов кредитных историй у человека становится много, то банки могут увеличить ставку для подобных клиентов или не выдать кредит вовсе. В ОКБ рассказали, что к ним ежемесячно поступает около 1,4 тыс. обращений, из которых 20% составляют претензии физлиц по этому поводу. В НБКИ сказали, что редко получают обоснованные жалобы на несанкционированные запросы кредитных историй. 

Партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников считает, что 800 жалоб в Банк России не отражают реальное положение дел, так как таких нарушений со стороны банков может быть в разы больше, но люди либо не знают о них, либо не хотят или не понимают, куда и как жаловаться. Партнер, руководитель практики правового бюро “Олевинский, Буюкян и партнеры” Магомед Газдиев обращает внимание на то, что штраф за такого рода нарушение составляет 30-50 тыс. рублей, а это неощутимо для крупного банка. Поэтому, по его мнению, чтобы решить проблему, нужно актуализировать законодательство в части санкций.

Поделиться :

Запросить доступ