Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
26 ноября 2021, 17:02
Новости от регуляторов 121

Кредитные каникулы могут стать постоянным инструментом

С такой инициативой выступил Банк России, однако она вызывает опасения кредиторов, предсказывающих рост просрочки в случае ее реализации.

Кредитные каникулы, которые вводились как временная мера поддержки заемщиков на фоне пандемии и ее негативного влияния на экономику, могут стать постоянным механизмом. Об этом сообщает “Коммерсантъ” со ссылкой на руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаила Мамута. 

В 2020 году кредитные каникулы действовали и по ипотечным займам, и по потребительским ссудам, сейчас же инструмент остался доступным только в сегменте ипотеки. По словам Михаила Мамуты, некоторые кредиторы используют доминирующее положение в сложный для заемщиков период, поэтому необходимо предоставить клиентам, в том числе и с потребкредитами, “право на передышку”. Перечень ситуаций, в которых можно будет воспользоваться таким правом, в настоящий момент разрабатывается. 

Опасения кредиторов вызывает то, что не все заемщики возвращаются в график платежей после кредитных каникул. Согласно данным Банка России, среди ипотечных заемщиков возвращаются более 80%, а среди тех, кто воспользовался этим инструментом по потребительским займам в период пандемии, вернулось 72%. В тоже время и клиенты испытывали сложности при попытке воспользоваться механизмом. Так, в ОНФ “За права заемщиков” отметили, что даже в период пандемии клиенты банков сталкивались с трудностями при получении кредитных каникул. Это было связано с тем, что в законе 106-ФЗ не была записана фиксация юридически значимых фактов дистанционного взаимодействия, связанных с льготным периодом, и на рынке сложилась “презумпция виновности” клиента.

Руководитель проекта “Народного фронта” “За права заемщиков” Евгения Лазарева рассказала, что банки могли “терять” обращение, навязывать клиентам, подходящим по всем параметрам под госпрограмму, более дорогие собственные программы. При этом директор и руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора “Делойт” в СНГ Максим Налютин считает, что у этого механизма есть преимущества и для кредиторов. Так, становятся более прогнозируемыми риски, так как банк может быть уверен, что банк-конкурент, также предоставивший кредит этому клиенту, не будет требовать возврат своих средств, а также предоставит аналогичные каникулы. По мнению президента СРО НАПКА Эльмана Мехтиева, этот механизм предотвратит рост просрочки в сегменте потребительского кредитования. 

Сами банкиры в целом не против предоставлять заемщикам кредитные каникулы, но только в определенных случаях. Так, директор департамента по работе с просроченной задолженностью Росбанка Евгений Сеньковский подчеркивает, что законом должны быть четко обозначены условия, при наступлении которых можно воспользоваться данным правом. Он предлагает связать возможность использования кредитных каникул, например, с эпидемиологическими ограничениями или стихийными бедствиями. Директор дивизиона “Розничное взыскание и урегулирование” департамента по работе с проблемными активами Сбербанка Денис Кузнецов также обращает внимание на то, что меры поддержки заемщиков не должны нарушать базисов эффективного кредитования, учитывая интересы и возможности всех сторон.

Поделиться :

Запросить доступ