В России все больше POS-кредитов выдается онлайн

Эксперты считают, что пока темпы роста сдерживает проблема удаленной идентификации, но уже в ближайшее время конкуренцию банкам могут составить небольшие игроки от маркетплейсов.
Как сообщает “Коммерсантъ”, развитие онлайн-торговли привело к росту доли POS-кредитов, выдаваемых дистанционно. Так, по оценке Почта-банка, занимающего, по данным Frank RG, первое место в сегменте по портфелю, проникновение онлайн-кредитов в нем выросло с 5% в 2018 году до 17% сейчас. Банк “Ренессанс Кредит”, занимающий второе место, показал в 2021 году ежеквартальный рост на 15–19% онлайн-выдачи в канале POS-кредитования. Аналогичные тенденции отметили также в ОТП-банке и МТС-банке.
Согласно сведениям Frank RG, в целом по рынку доля POS-кредитов онлайн составляет около 15–20% портфеля. В компании фиксируют ее рост на 4-5% ежегодно. Исходя из оценки совокупного портфеля по состоянию на 1 октября 2021 года (228 млрд руб.) это около 35–46 млрд руб.
Руководитель Frank RG Юрий Грибанов считает, что пока рост POS-кредитования в онлайн-режиме сдерживает механизм удаленной идентификации заемщиков и электронной подписи. Глава дирекции развития розничного кредитования ОТП-банка Алексей Климашенко отмечает, что максимально простой путь клиента является приоритетом для онлайн-ритейла, поэтому акцент будет делаться на создании возможности СМС-подписания договора.
Собеседник “Коммерсанта” в одном из банков на рынке POS-кредитования обратил внимание на более низкую стоимость онлайн-займов, хотя эта разница не так велика и не приводит к снижению стоимости кредита для конечного заемщика, ставка для которого обычно зависит от риск-профиля. В Почта-банке рассказали, что при выдаче POS-кредитов онлайн используют отдельную риск-модель, не сильно отличающуюся от офлайн-продаж.
Банкиры отмечают развитие POS-бизнеса онлайн в сегменте маркетплейсов. Они также прогнозируют то, что конкуренцию традиционным игрокам составят банки, принадлежащие крупным ритейлерам. Как рассказал директор по развитию партнерской сети Почта-банка Андрей Павлов, кредитная организация ведет переговоры с рядом крупных ритейлеров в сегменте e-commerce и в ближайшее время начнет выдавать POS-кредиты на ведущих маркетплейсах. В то же время в ОТП-банке не ожидают значительного прироста новых пользователей в сегменте POS-кредитов онлайн, так как многие готовые на такой переход пользователи уже ушли из офлайна во время ограничений и локдаунов.
Напомним, недавно Банк России рекомендовал банкам воздержаться от участия в схемах, когда торгово-сервисные предприятия продают товары или услуги в рассрочку, а оплата идет не напрямую, а через посредников - операторов сервисов рассрочки. К ним, в частности, могут относиться и POS-кредиты, когда партнером магазина выступает банк или МФО.