Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
06 октября 2021, 14:05
Актуальные новости 84

Коллекторы раскритиковали новые KPI для судебных приставов

Новые требования предусматривают, что 60% проверок рынка должны заканчиваться выявлением нарушений.

Как сообщает РБК, профессиональные взыскатели выступили против нового подхода к оценке эффективности надзора Федеральной службы судебных приставов (ФССП). В письме Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), направленном в адрес Минюста, они раскритиковали проект приказа ведомства о внедрении индикативных показателей результативности приставов. 

Профессиональные взыскатели не согласны с тем, что KPI судебных приставов будет зависеть, например, от доли нарушений, выявленных во время проверок. Такие изменения связаны с тем, что с 1 июля 2021 года в России вступил в силу закон “О государственном и муниципальном контроле (надзоре)”, который предполагает внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок бизнеса органами исполнительной власти. Новый принцип касается и отношений приставов с коллекторами. 

В сентябре Минюст опубликовал проект приказа, согласно которому индикативные показатели результативности ФССП во многом будут зависеть от итогов проверок. Например, не менее 60% проверок коллекторов (50% плановых и 70% внеплановых) должны заканчиваться выявлением нарушений. Не менее 95% надзорных мероприятий, в ходе которых ФССП нашла нарушения, должны завершаться составлением административных протоколов. Доля взысканных и уплаченных штрафов должна составлять не менее 70% от всей суммы штрафов. Для предотвращения злоупотреблений установлены такие нормативы: доля проверок, результаты которых будут признаны недействительными, не должна превышать 5%, а доля прекращенных судами дел должна составлять не более 10% от рассмотренных. 

В письме НАПКА говорится о том, что проект Минюста о KPI для приставов противоречит нормам закона о риск-ориентированном надзоре: результат работы проверяющих органов должен оцениваться по тому, насколько эффективно минимизирован ущерб для граждан. Предложенные же показатели, по мнению представителей рынка взыскания, направлены на максимально возможное привлечение агентств к ответственности и взыскание штрафов, что создает широкое поле для злоупотреблений в гонке за достижением нужных показателей. 

По словам президента НАПКА Эльмана Мехтиева, новый подход направлен не на исправление ситуации с защитой прав должников в целом, а только на поиск нарушений. Он отметил, что в прошлом году только 9% жалоб, поступивших на коллекторов, оказались подтвержденными. Руководитель коллекторского агентства “ЭОС” Антон Дмитраков считает, что новый подход к работе со взыскателями со временем снизит доверие рынка к регулятору, так как роль надзора сведется исключительно к функции обеспечения показательно положительной административной отчетности. 

В письме НАПКА содержатся критерии, по которым стоило бы оценивать эффективность работы приставов, в том числе количество повторных жалоб граждан на взыскателей после проведения проверок и доля выявленных и пресеченных случаев незаконного взыскания “серыми” и “черными” коллекторами. Представитель Минюста сообщил, что предложения участников рынка будут рассмотрены при доработке приказа. Он уточнил, что министерство продолжает работу над документом совместно с ФССП и Минэкономразвития. Запланированный срок вступления приказа в силу - 1 марта 2022 года.

Руководитель проекта ОНФ “За права заемщиков” Евгения Лазарева согласна с тем, что гонка за показателями не поможет должникам, так как приставы будут находить самые простые нарушения, но “нелегалов” меньше не станет. Ведущий специалист департамента контроля качества юридической службы Amulex.ru Софья Танина также отмечает, что санкции по ст. 14.57 КоАП малоэффективны, поскольку “несоизмеримы с миллиардными объемами теневого рынка коллекторских услуг”. По ее словам, без работы, направленной на уничтожение самого “черного” коллекторства, формирование цивилизованного рынка взыскания задолженности невозможно.

 

Поделиться :

Запросить доступ