Сбербанк аккумулирует кредитные истории микрозаемщиков
Сведения о заемщиках МФО попадут в Объединенное бюро кредитных историй.
БКИ ОКБ, которое наполовину принадлежит Сбербанку и занимает 35% рынка, планирует привлечь к сотрудничеству некредитные финансовые организации.
ОКБ планирует охватить рынок кредитных историй в непривычном для себя сегменте микрофинансирования. Удобные сервисы будут предложены МФО, КПК, лизинговым компаниям, инвестплатформам, ломбардам. В бюро рассчитывают, что микрофинансовые организации станут основными клиентами и поставщиками информации, на втором месте окажутся кредитные кооперативы. МФО и КПК по закону, как и банки, обязаны подавать сведения о заемщиках в бюро кредитных историй. Тогда как остальные перечисленные игроки могут делать это в добровольном порядке.
ОКБ придется переманивать клиентов у своих конкурентов, основным стимулом поменять бюро для небольших компаний наверняка станет цена услуги. В настоящее время многие микрофинансисты тратят на подключение к БКИ значительные средства. Для небольшой компании, которая подает сведения о заемщиках и делает минимальное количество запросов при выдаче займов и оценке заемщика, чек начинается от 30 000 рублей в месяц, крупные МФО могут тратить на эти цели до 1 миллиона рублей. По причине дороговизны большая редкость, когда микрофинансовая организация или кредитный кооператив сотрудничает сразу с двумя и более БКИ. В ОКБ обещают помочь микрокредиторам минимизировать расходы, как на подачу информации о клиентах, так и на запрос сведений при проведении андеррайтинга.
В целом участники рынка положительно оценивают инициативу Сбербанка. В его бюро хранится более трети всех сформированных в стране кредитных историй граждан, а при изучении платежеспособности клиента и оценке рисков количество имеет значение. Эффективность оценки благонадежности заемщика зависит от суммы данных о нем. Чем больше информации о клиенте, тем меньше риски возникновения просрочек платежей, передачи долга коллекторам, банкротств. Впрочем, МФО могут и не соблазниться новыми сервисами, так как процент пересечения банковских клиентов, о которых в ОКБ и заемщиков МФО невысок. Звучат и опасения, что произойдет монополизация рынка, в итоге снизится качество услуг. Напомним, что в России работает 13 БКИ, на долю трех крупнейших (НБКИ, ОКБ, Эквифакс) приходится 95% рынка.