Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
14 апреля 2020, 13:05
Актуальные новости 232

Частник придет на помощь

Кредитору будет легче заплатить за процедуру взыскания долгов, признанных по суду, чем ждать помощи от государства

Эпидемия короновируса немного отодвинула на задний план обсуждение перспектив возникновения института частных приставов в России. Еще в январе сообщалось, что службы частных судебных приставов могут появиться уже до конца 2020 года. Доработка законопроекта проходит финальный этап и в этом году закон о создании таких структур должен быть принят. Об этом заявляла Торгово-Промышленная палата (ТПП) России, автор одного из вариантов законопроекта о приставах, в середине марта.

На конец 2019 года сумма просроченной задолженности юридических лиц достигла 6 трлн рублей, и весь этот пласт долгов может быть передан на работу частным приставам.

Существует несколько различных вариантов законопроекта о частных приставах. Как пояснил генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин, это документы, подготовленные ТПП, Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и коллекторским рынком. По мнению Дмитрия Жданухина, все  документы довольно «сырые». Кроме того, есть законопроект, подготовленный рабочей группой под руководством экс-замминистра юстиции Владимира Зубрина еще шесть лет назад.

По многим параметрам эти законопроекты похожи, в некоторых моментах существенно различаются. Например, есть разночтение – позволить ли частным приставам работать только с долгами юридических лиц, или распространить действие нового института и на граждан.

Кто такие частные приставы?

Новый институт – частные приставы – никак, по замыслу его создателей, не должен влиять на работу коллекторов или самих государственных приставов. Система частных приставов призвана дополнять эти структуры.

С самого начала обсуждения нового института планировалось, что негосударственные судебные исполнители будут работать исключительно с юридическими лицами. Согласно этому варианту, пока что функции по взысканию долгов с физических лиц к новому институту переходить не будут. Предполагается, что регламентировать деятельность приставов будет Минюст, а также национальная и региональные палаты негосударственных судебных исполнителей, отчитываться частные приставы будут также перед Минюстом. При этом законопроект особо оговаривает, что частное судебное исполнение нельзя считать предпринимательской деятельностью.

Стать частным приставом сможет гражданин в возрасте от 25 до 75 лет с высшим юридическим образованием, сдавший квалификационный экзамен. Для частных приставов станет необходимым наличие справки об их дееспособности, прохождение обязательной шестимесячной стажировки, а также соблюдение требований к деловой репутации. Поводом для отказа в статусе частного пристава может стать опыт работы «в структурах, которые были уличены в применении незаконных практик взыскания долгов», отмечает управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев.

Лучше ли будет работать частник?

Негосударственный пристав будет работать только с теми должниками, которые зарегистрированы в границах субъекта России, где находится и он сам, однако искать и взыскивать средства такого должника пристав сможет проводить на всей территории страны, в зависимости от местонахождения имущества должника. Количество частных судебных приставов будет регламентироваться. Единый Реестр частных приставов и их территориальная принадлежность будут размещены в общем доступе. Предполагается, что число вакансий определит Министерство юстиции вместе с Федеральной службой судебных приставов и Федеральной палатой частных судебных исполнителей.

«В настоящее время служба судебных приставов в России работает неэффективно, что оказывает влияние и на отношение к судебной системе – какой смысл выигрывать суд, если потом с должника фактически невозможно ничего взыскать?», – говорит Алексей Гавришев. Создание института частных судебных приставов может эту проблему частично решить, по крайней мере, при взыскании долгов с предпринимателей и с юридических лиц, полагает юрист.

Кто заплатит за работу?

Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев отмечает, что будет большим плюсом для всей системы принудительного исполнения судебных решений, если после принятия судами заключения по спорам между гражданскими и юридическими лицами у взыскателя будет право выбора кто будет исполнять такое принудительное взыскание – государственная служба судебных приставов или альтернативные исполнители. Право такого выбора приведет не только к повышению эффективности исполнения судебных решений, но и существенно сократит нагрузку на государственную службу и позволит не финансировать из государственной казны разрешение частных споров.

Не будет ничего плохого в том, что частные приставы, после того, как они будут разрешены законом, по аналогии с нотариусами будут выполнять функции по взысканию долга на коммерческой основе, говорит Дмитрий Жданухин. Он отмечает, что институт частных приставов даст кредитору выбор – к кому обращаться для решения своего вопроса о взыскании – к частнику или к государству. «Опыт показывает, что как бы плохо не сработали сотрудники службы ФССП, официально кредитор не жалуется на них, так как такая жалоба ни к чему не приводит, результат взыскания не меняется. А при новой схеме работы число недовольных работой государственных приставов  снизится», – считает Дмитрий Жданухин.

Неэффективность работы судебных приставов не в последнюю очередь связана с отсутствием мотивации на достижение результата работы из-за низкого уровня доходов, считает Алексей Гавришев. Если же частные приставы будут материально заинтересованы во взыскании долгов, то работа по поиску имущества и взаимодействию с должником будет производиться качественнее.

Конечно, нужно обратить особое внимание на регулирование деятельности таких приставов и ограничение их полномочий, чтобы структура не превратилась в неблагополучных «черных» коллекторов, которые и сейчас работают с нарушениями, полагает Алексей Гавришев.

Возможно, что и дела физлиц передадут частным приставам

Алексей Гавришев напоминает, что за последние 10 лет работы службы судебных приставов невзысканными остаются более половины всех имеющихся задолженностей граждан и юридических лиц.

Дмитрий Жданухин допускает, что частные судебные приставы, после того, как закон будет принят, получат право работать и с долгами частных лиц.

Алексей Гавришев согласен с этим мнением, только оговаривается, что частным приставам не будет делегирована работа с государственными задолженностямиПолномочия, требующие наличия табельного оружия, то есть охрана судов, сопровождение лиц в судах и прочие подобные функции, также останутся за ФССП.

Ответственность частного пристава по смыслу законопроекта будет приравнена к ответственности пристава-исполнителя ФССП в соответствии с их должностными регламентами, добавляет Алексей Гавришев.

К сожалению, и принятие закона о частных приставах, и ведение в работу этого института, не облегчит взыскание долгов и не повысит кардинально их собираемость, полагает Дмитрий Жданухин. Он говорит, что сейчас юридические лица работают таким способом, что со стороны должника сразу присутствует несколько юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Но при этом платежи выстроены так, что, когда заходит речь о возврате долга, с конечного должника – ИП или ООО – взять нечего, так как на счетах у этой компании средств ноль, да и товарных остатков, которые можно описать и реализовать, нет. Поэтому без повышения неотвратимости применения норм Уголовного кодекса (ст. 177, 315), и институт частных приставов будет работать не очень эффективно.

В настоящее время имеется острая необходимость в принятия законопроекта о частных судебных приставах, не соглашается с Дмитрием Жданухиным Алексей Гавришев. Он напоминает, что в ФССП по предварительным оценкам, на одного судебного пристава-исполнителя приходится более 2 тысяч исполнительных производств, что само по себе говорит о невозможности должным образом исполнять свои обязанности.

Поделиться :

Запросить доступ