Основная точка роста в коллекшн – компетентные специалисты по взысканию
Подразделение по взысканию задолженности может обладать дорогим программным обеспечением, комфортными рабочими местами, строгими должностными инструкциями, продвинутой системой мотивации и руководствоваться в своих подходах рамками правового поля. Но всё это абсолютно не гарантирует высокой эффективности взыскания задолженности кредитного портфеля. Ключевым залогом эффективности подразделения являются его сотрудники – специалисты по взысканию задолженности, которые каждый день, «лицом к лицу» взаимодействуют с должниками. Подготовка специалистов по взысканию - вот чему необходимо уделять внимание в коллекшн в первую очередь!
Взыскатели и программное обеспечение
Программное обеспечение помогает управлять процессом взыскания и контролировать работу коллекшн. Информация, хранящаяся в системе, предоставляет возможность взыскателям быть хорошо осведомлёнными о должнике перед контактом. Но все возможности программного обеспечения обесцениваются ровно в ту минуту, как только с ним начинают работать неподготовленные сотрудники. Они могут не понимать, как правильно анализировать информацию для использования ее при контакте с должником, на что обращать внимание при подготовке к переговорам. Одним словом, взыскатели не умеют делать выводы из информации, которая храниться в системе, чтобы усилить свою позицию во время общения с проблемными заемщиками.
Взыскатели и система мотивации
Система мотивации взыскателей призвана увеличить сбор задолженности. Однако, при всей своей благородной функции, мотивация может и играет обратную роль с неподготовленными взыскателями. Когда профессиональных знаний и навыков для установления контакта с должником не хватает, договориться не удаётся, а долги не возвращаются, взыскатель не может рассчитывать на получение бонусов за работу. Но кто же откажется от бонусов, если такая возможность есть? Если у них не хватает знаний переговорщика, то многие взыскатели возвращать долги начинают «любой ценой». Как этого можно добиться, при условии отсутствия нужных компетенций: грубым общением и психологическим давлением, к сожалению….
Взыскатели и законодательство
Какие бы действия не предпринимались в компании с целью соответствия требованиям законодательства и конкретно Федерального Закона №230 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", в конечном итоге все усилия могут быть сведены на нет действиями сотрудников. Именно взыскатели общаются с должниками и от их компетентности и действий, зависит то, на сколько подразделение по взысканию задолженности рискует нарушить законодательство.
Взыскатели и штатные тренера с супервизорами
Ключевая проблема – высокие репутационные риски от действий некомпетентных взыскателей и низкий процент взыскания кредитного портфеля. И это, не смотря на значительные затраты временных и внутренних материальных ресурсов в развитие подразделений по взысканию.
К слабым сторонам внутренних тренеров относятся шаблонные методы подготовки взыскателей, а также отсутствие знаний о том, что происходит на рынке взыскания (сложности, актуальные методы и т.д.). В большинстве случаев у штатных тренеров нет контакта с внешним рынком и лучшими практиками. Кроме того, являясь ответственными за результат обучения и взыскания, может умалчиваться информация о реальном уровне подготовки взыскателей, так как если плохо работают взыскатели, значит они плохо обучены, а значит встанет вопрос о компетентности внутреннего тренера. Таким образом, проще убедить руководство, что уровень подготовки взыскателей оптимальный, а взыскание низкое в силу «плохих должников» и сложного портфеля. Такая же ситуация наблюдается и со штатными супервизорами.
К сильным сторонам внутренних тренеров можно отнести наличие: постоянного контроля и реагирования «здесь и сейчас» на затруднения взыскателей при общении с должником, отработки кейсов, поддержки. Но это возможно только в том случае, если штатные тренера постоянно совершенствуют свои компетенции, участвуя в профильных мероприятиях, а также проходя не реже одного раза в год курсы для тренеров по взысканию.
Основные риски, выявляемые внешним аудитом в подразделениях по взысканию задолженности:
- Знание правового поля на среднем уровне
- Отсутствие навыков аргументирования положениями из законодательства
- Отсутствие стратегии ведения переговоров с должником
- Отсутствие скриптов для общения с должниками
- Низкая стрессоустойчивость
- Общение с должниками на грани или за рамками правового поля.
Резюме: основная точка роста в коллекшн – компетентные специалисты по взысканию
Обучение взыскателей – инвестиции в подразделение по взысканию. Подразделение начинает работать как единое целое, максимально используя ресурсы компании, поддерживая на стабильно высоком уровне процент взыскания задолженности.
Профессионально подготовленные специалисты обладают следующими важными навыками:
- Работают в рамках правового поля, нивелируют репутационные риски.
- Обладают навыками применения законодательной базы.
- Умеют «играючи» профессионально подбирать аргументы.
- Используют переговорные техники, значительно повышающие эффективность сборов.
- Используют эскалационный метод взыскания.
- Обучены стратегическому взысканию.
- Не действуют шаблонно.
- Знают алгоритм успеха взыскания.
Дина Буш, учредитель ДА.Коллекшн (даколлекшн.рф)
Сертифицированный бизнес-тренер, системный коуч-консультант, консультант по вопросам организации бизнес-процессов в сфере коллекшн. Обладает уникальным для профессионального коллекторского рынка СНГ практическим опытом работы в коллекшн, а также опытом проведения тренингов и консультаций.
Под ее руководством организовано обучение для коллекторских отделов крупнейших в СНГ банков, коллекторских агентств, МФО и КПК. Разработано более 15 востребованных профессионалами рынка тренинговых и консалтинговых продуктов, которыми уже воспользовались более 150 организаций и 4500 специалистов.
Организовывала или принимала личное участие в профессиональных мероприятиях для долгового рынка РФ, Украины, Казахстана и Кыргызстана.