«Финансовое оздоровление общества частично на наших плечах»: интервью с главой ПКО «Филберт» Андреем Ивановым
Генеральный директор профессионального коллекторского агентства «Филберт» Андрей Иванов рассказал, почему образ коллектора с дубинкой давно устарел, какую роль взыскатели играют в экономике страны и зачем снимают сериалы со звездами российского кино. Компания «Филберт» занимает 7-е место в отраслевом рейтинге ПКО-300, учрежденном СМИ «Рынок Взыскания».
— Андрей Борисович, производство подобного контента — дело сложное и, мягко говоря, не соотносится с профилем деятельности коллекторов. Для чего это вам?
— Первый подобный видеопроект мы сделали еще в 2019 году, чтобы разоблачить мифы о коллекторах. Первая серия начиналась с того, что показывали здорового бородатого мужика, и все думали, что именно он коллектор. Но далее по сюжету зрители понимали, что на самом-то деле он должник. Реальный портрет нашего сотрудника совсем другой: чаще всего это женщина, средний возраст 36 лет, замужем, двое детей, высшее юридическое образование, эмоционально взвешенный профессиональный переговорщик.
— Новый проект называется «Кредитные истории». О чем эти истории?
— У каждого человека есть кредитная история, так же как и паспорт. Поэтому новый сериал — про всех нас. Он не про будни коллектора, это больше, на мой взгляд, нравственное кино про человеческую культуру, воспитание, правильное отношение к своим обязательствам, финансовую грамотность. Посмотреть его можно на платформах «Дзен», «ВК Видео» и Rutube.
— У актера Александра Половцева стойкое амплуа силовика в кино, это тоже было важно для выбора главного героя?
— Мы хотели показать правдивый образ: он должен импонировать аудитории, при этом желательно быть из Питера. Весьма подходил образ «майора Соловца». Александр Юрьевич Половцев после знакомства согласился сотрудничать — можно даже сказать, рискнул. И, собственно, мы не ошиблись: много лет уже общаюсь с ним, мне нравится он не просто как актер, а как человек. Его взгляды на жизнь я разделяю.
— В каждой серии, безусловно, присутствует назидательный момент, но и банальным сюжет не назовешь. Кто автор сценария?
— Это синергия работы экспертов из коллекторской отрасли — сотрудников ПКО «Филберт» — и профессионального творческого коллектива, который взялся за видеопродакшен. Все образы и повороты сюжета, можно сказать, основаны на реальных событиях. Писалось от души, так скажем, о наболевшем.
— Персонаж Половцева у вас получился эдаким «идеальным коллектором»: он мотивировал Колю взяться за ум и рассчитаться с долгами. В жизни так бывает?
— Несмотря на неприглядный образ нашей профессии, мы занимаемся тем, что даем людям финансовое будущее.
— Что это дает клиенту?
— Адекватную кредитную историю: без нее не выдадут ни ипотеку, ни другую крупную ссуду. Сейчас кредитная история у нас сильно недооценена — в отличие от других стран. Уверен: в будущем ситуация изменится.
— Объясните.
— Кредитные учреждения зачастую не могут предложить клиенту оптимальный способ урегулирования задолженности. Коллекторы, в отличие от банков, не ограничены в применении дисконтов. По данным пяти крупнейших агентств, в первом полугодии 2025 года с дисконтом было погашено 34,1 тыс. долгов. Коллекторы простили 1,66 млрд рублей — почти 40% от общей суммы.
— Разве вам это выгодно?
— Прощение таких сумм невыгодно коллекторам, если применять формальный коммерческий подход. Но если искать баланс интересов кредитора и должника — это необходимо. Такой подход снижает издержки на взыскание, заменяя суды и исполнительные производства живым диалогом.
— В третьей серии коллектор убеждает героя, что лучше иметь дело с ним, чем с судебными приставами. Почему?
— Когда тебе звонит сотрудник агентства, лучше взять трубку и договориться. Рассрочка, скидка, удобный график — всё обсуждаемо. А если нет — дальше суд, арест счетов и прочие последствия.
— Россияне снимают трубки, когда звонят коллекторы?
— К сожалению, люди в нашей стране на телефонные переговоры мало реагируют и сами себе вредят. Возможно, не знают о возможностях, которые предоставляет диалог.
— Возможно, выезд и личный разговор — более эффективно?
— В нашей базе — 1,3 млн ссуд. Один коллектор за день может обойти максимум 20 квартир, и только в одной ему откроют. Это неэффективно. На деле взыскание — это IT и аналитика. Пять человек пишут 10 тыс. исков в месяц — и всё это электронно.
— Можете нарисовать типичный портрет должника?
— Мужчина 35–45 лет. Примерно 60% — мужчины, 40% — женщины. Некоторые действительно попали в тяжелую ситуацию, но есть и те, кто относится к долгам легкомысленно.
— Банки тоже провоцируют закредитованность, не так ли?
— Политика «выдаем всем», на мой взгляд, закончилась. Банки стали осторожнее. Но нужно и напоминать о финансовой ответственности, и создавать рабочие места. Личное банкротство — крайняя мера. И оно не должно быть слишком легким выходом из обязательств.
— Как вы попали в этот бизнес?
— Я окончил юрфак в 2001 году, работал в «Петровском народном банке», МДМ Банке, потом в Балтийском банке возглавлял службу по просроченной задолженности. Когда в 2014 году банк был санирован, мы с командой (180 человек) ушли и создали «Филберт». Сегодня у нас 380 сотрудников, головной офис в Петербурге, входим в НАПКА.
Интервью взято с сайта «Фонтанка.ру».
Больше экспертного контента о рынке взыскания читайте в нашем Telegram-канале
ПодписатьсяСтатьи обсуждаем в чате DOLG TALK
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ



