Звонят коллекторы по чужому долгу: разъясняем, что делать

Коллекторы имеют право взаимодействовать с должником всеми установленными законом способами, включая телефонные звонки. Контактные данные неплательщика они берут из кредитного досье, которое формируется при выдаче ссуды. Если с момента получения кредита до передачи в коллекторское агентство прошло несколько лет, увеличивается вероятность, что телефонный номер сменил владельца. Это далеко не единственная причина, почему коллекторы могут звонить по чужому долгу. Их гораздо больше — от технической ошибки до действий мошенников.
О том, как общаться с коллекторами по поводу несуществующих долгов и стоит ли проверить кредитную историю, читайте в материале «Рынка Взыскания».
Какие права есть у коллекторов
Просроченную задолженность банк или МФО вправе передать профессиональной коллекторской организации (ПКО) без согласия заемщика, уведомив его в течение 30 дней (ст. 382 ГК РФ, ст. 12 закона № 353-ФЗ, закону № 151-ФЗ).
Согласно № 230-ФЗ, коллекторы вправе по каждому отдельному долгу:
- Звонить с 08 до 22 часов в будние дни и с 09 до 20 часов в выходные не более раза в день, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Звонки должны осуществляться с номеров, зарегистрированных на агентство.
- Писать СМС, в том числе в мессенджерах, — два раза в день, четыре раза в неделю и шестнадцать раз в месяц.
- Встречаться с должником после предварительного уведомления — раз в неделю.
Согласно ч. 1 ст. 8 закона № 230-ФЗ, должник вправе полностью отказаться от общения с коллекторами. Для этого нужно подать заявление об отказе взаимодействия, форма которого регламентирована Приказом ФССП от 18.01.2018 № 20. Документ оформляется в бумажном виде и направляется по «Почте России» заказным письмом с уведомлением о вручении получателю. Направить заявление разрешается через 4 месяца после возникновения просрочки по платежам.
Почему звонят коллекторы, когда нет долгов
Причин может быть несколько:
- Покупка сим-карты, ранее принадлежавшей неплательщику. Должники часто меняют номера, чтобы не общаться с коллекторами, а операторы продают их заново.
- Долг реально существует и возник в результате оформления кредита или займа третьими лицами с использованием персональных данных гражданина.
- Ранее взятый кредит не был выплачен до конца, по нему накопился долг, который впоследствии попал к коллекторам.
- Кто-то специально или по ошибке указал номер телефон при получении ссуды, а кредитная организация его не проверила.
Как общаться с коллекторами
Соблюдайте несколько общих рекомендаций, когда звонят коллекторские агентства:
- не грубите, не оскорбляйте и не угрожайте;
- выясните информацию о звонящем и предполагаемом долге.
Кстати, Сбербанк уже разрабатывает предложение об ужесточении наказания за оскорбление взыскателей. По словам директора дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» банка Дениса Кузнецова, клиенты стали чаще вести себя агрессивно по отношению к сотрудникам банка и call-центра. Поэтому Сбербанк готов отстаивать их честь, достоинство и безопасность в суде.
Сами представители ПКО настроены на вежливое общение с должниками. Они четко знают, что им разрешено по закону, и строго соблюдают эти правила.
Генеральный директор ООО ПКО «КА Северная столица» Любовь Терещенко подчеркнула, что важен подход коллектора к диалогу. При первом контакте следует общаться мягко. Человеку, не связанному с долгом, достаточно объяснить, что номер не относится к должнику, и попросить больше его не беспокоить. Взыскатель должен подтвердить эту информацию и заверить, что больше не побеспокоит.
Генеральный директор ПКО «Интел Коллект» Тимофей Полетаев в беседе с «Рынком Взыскания» подчеркнул, что коллекторские агентства не заинтересованы вести переговоры с третьими лицами и выстраивают работу так, чтобы переговоры велись только с клиентом. Это упрощает коммуникации, ускоряет возврат, снижает возможные риски, в том числе появление негативного мнения о компании.
Что делать, если звонит робот-коллектор
У многих коллекторских агентств, особенно крупных, прозвоны должников автоматизированы.
«Если звонит робот, он должен озвучить Ф. И. О. и спросить, является ли взявший трубку человек этим лицом и клиентом банка, после — грамотно среагировать на ответ “Да” или “Нет”. Перед системой стоит задача идентифицировать должника и отличить его от третьих лиц», — объяснила Любовь Терещенко.
Таким образом, абоненту необходимо точно ответить на вопросы голосового робота, и на этом звонки прекратятся.
Что делать, если кредит оформлен на имя должника мошенниками?
Тимофей Полетаев объяснил: когда поступает звонок из коллекторского агентства, но человек не оформлял кредитов или займов, важно удостовериться, что он на самом деле не является должником. Проверить свою кредитную историю можно в бюро кредитных историй (БКИ).
Если выяснится, что кредит оформлен злоумышленниками, рекомендуется действовать следующим образом:
- Вежливо объяснить ситуацию коллекторам.
- Запросить в агентстве кредитный договор, анкету на выдачу займа, документ, подтверждающий право коллекторов на работу с задолженностью.
- Обратиться в ближайшее отделение полиции с заявлением, в котором подробно рассказать о ситуации, попросить возбудить уголовное дело по статье УК РФ о мошенничестве.
- Направить уведомление взыскателю о том, что кредит оформили злоумышленники, а жертва обмана уже заявила о преступлении в полицию.
Согласно информации от Центробанка, объем кредитного мошенничества в 23 крупнейших банках РФ достиг за 2024 год 12,8 млрд рублей. Речь идет о ситуациях, когда аферисты берут ссуды по персональным данным граждан. В целом общий объем операций, совершенных без согласия клиентов, достиг почти 27 млрд рублей.
Если кредитная история чистая, а звонят коллекторы по несуществующему долгу ошибочно, свяжитесь с ними и сообщите об ошибке. ПКО будут признательны за обращение и оперативно исправят недоразумение.
***
Не стоит паниковать, игнорировать проблему или жаловаться на действия коллекторов, если они звонят при отсутствии долгов. ПКО выполняют свою работу в рамках закона, а звонок от них может помочь выявить факт мошенничества в отношении гражданина. Лучше сразу прояснить ситуацию и предпринять необходимые меры для ее разрешения.