Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
28 февраля 2025, 12:15
Законодательство и юридическая практика

Как правильно направлять претензии и требования при досудебном урегулировании спора: обзор судебной практики

По некоторым видам споров перед обращением в суд заявитель обязан провести процедуру досудебного урегулирования, которая может включать направление оппоненту претензии, требования или другого юридически значимого сообщения. Если сторона спора не может представить суду достаточных доказательств направления такого сообщения, то суд возвращает исковое заявление истцу.

Юрист по взысканию и банкротствам Дмитрий Татаринцев разобрал для «Рынка Взыскания» судебную практику по таким делам и объяснил, как в 2025 году правильно направлять оппонентам юридически значимые сообщения на стадии досудебного урегулирования.

У курьера отказались принять документы, и суд оставил иск без рассмотрения

Определение Дзержинского районного суда города Волгограда от 05 ноября 2015 года по делу № 2-10460/2015.

Истец обратился в суд с иском к страховой компании о взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов.

Ответчик ходатайствовал об оставлении заявления без рассмотрения ввиду несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора: письменных доказательств, подтверждающих направление и вручение претензии суду, предоставлено не было.

В качестве доказательств направления претензии истец сообщил, что в адрес страховой компании посредством курьерской службы было направлено заявление о страховой выплате с приложением документов. Он представил экспедиторскую расписку с внесенными сведениями об отказе в приеме документов. В расписке было указано, что претензия о возмещении ущерба не была вручена в связи с отказом в принятии документов. При этом фамилия, имя и отчество курьера и время отказа также не были отражены в расписке.

Истребованные у курьерской службы документы, подтверждающие право на осуществление курьерской деятельности и приказ о приеме на работу курьера, по запросу суда предоставлены не были. Явку для допроса в качестве свидетеля, осуществляющего, со слов представителя истца, доставку почтовой корреспонденции, сторона истца, на которую данная обязанность была возложена, не обеспечила.

Суд посчитал:

  • Составленные курьером расписки об отказе в принятии документов не могут быть признаны судом допустимым и надлежащим доказательством по делу.
  • Доказательств того, что истец после составленных курьером расписок об отказе в приеме документов направлял в адрес страховой компании заявление о страховой выплате с приложением документов, а также претензии какими-либо иными способами, обеспечивающими фиксацию их направления и получения адресатом, материалы дела не содержат.
  • Исковое заявление было решено оставить без рассмотрения.

Ответчик принял претензию, но не удовлетворил требования — суд проигран

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09 октября 2020 года № Ф01-12470/20 по делу N А43-33142/2019.

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о признании договора долгосрочной аренды нежилого помещения прекратившимся.

В качестве доказательства досудебного урегулирования спора истец представил суду уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора. Документ доставили собственным курьером под расписку. На копии было указано, что бумага получена ответчиком в тот же день, однако на претензию он не отреагировал.

Суд исследовал материалы дела и дал оценку доказательствам истца досудебного урегулирования спора. В соответствии с условиями договора все юридически значимые сообщения — заявления, уведомления, требования, претензии и т. п. — должны направляться по адресам сторон, названным в соответствующем разделе договора. Они приобретают юридическую силу с момента доставки адресату, за исключением случаев, отдельно оговоренных в договоре. Допустимые способы направления юридически значимых сообщений:

  • через собственного курьера под расписку на копии;
  • через курьерскую службу с описью вложения;
  • по почте с уведомлением о вручении и описью вложения;
  • телеграммой с уведомлением о вручении.

Подтверждение отправления обязательно. Иные способы направления извещений, в том числе по электронной почте или по факсу, не допускаются и не признаются имеющими юридическую силу, за исключением заранее оговоренных и документально зафиксированных случаев.

Суд первой инстанции иск удовлетворил, а суды апелляционной и кассационной инстанций оставили судебный акт без изменений.

Претензия была направлена по электронной почте, и суды посчитали это допустимым

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2024 года № 09АП-34126/24 по делу № А40-32405/2024.

Индивидуальный предприниматель обратился в другому ИП с иском о взыскании задолженности. Суд оставил заявление без движения в связи с отсутствием идентификатора истца и доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Истец с таким вердиктом суда не согласился и обратился с жалобой. Суд апелляционной инстанции рассмотрел доказательства досудебного урегулирования спора и установил: при заключении договора стороны пришли к соглашению о том, что юридически значимые сообщения, к которым относится и досудебная претензия, могут направляться по адресам электронной почты, указанным в соответствующем разделе договора.

Таким образом, направление претензии на адрес электронной почты ответчика, указанный в договоре, являлось допустимым способом направления юридически значимого сообщения. Истец был вправе направить досудебную претензию ответчику на адрес электронной почты.

Выводы

Из статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что претензия является юридически значимым сообщением. Стороны договора могут определить способ и порядок направления такого сообщения.

Также стороны могут определить, что юридически значимое сообщение может быть направлено посредством электронной почты (пункт 65 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 25 от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ»).

Направление обращения с использованием интернета, например по электронной почте, свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора исключительно в случае, если такой порядок явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре (пункт 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 18 от 22 июня 2021 года).

Таким образом, если речь идет о важных юридических документах, особенно когда нужно зафиксировать факт их доставки или отказа от получения, стоит уделять особое внимание процессу вручения.

При доставке досудебной претензии в 2025 году через курьерские службы важно правильно оформить передачу документов. Вот несколько ключевых моментов, которые помогут избежать проблем:

1. Акт передачи. Документ подтверждает факт вручения или отказа от получения. В акте обязательно указываются:

  • Дата и время передачи.
  • Ф. И. О. получателя (или лица, отказавшегося принять).
  • Описание переданных документов.
  • Подписи всех участников процесса — курьера, представителя компании-отправителя.

2. Ф. И. О. курьера. Важно указывать полное имя сотрудника курьерской службы, который доставил документы. Это позволит точно идентифицировать ответственное лицо.

3. Подтверждение полномочий. Курьер должен иметь при себе доверенность от своей компании, подтверждающую право на доставку именно этих документов.

Что касается почтового отправления, то ценные письма с уведомлением о вручении и описью вложения, а также телеграмма с заверенной копией текста с отчетом о доставке являются стандартным и достаточно надежным способом направления юридически значимых сообщений.

 


Читать далее:

Поделиться :

Запросить доступ