Сообщение

Спасибо, Ваш запрос отправлен!

Связаться с компанией

Восстановление пароля
Введите ваш e-mail
Я вспомнил свой пароль!
Проверьте e-mail, пожалуйста!
Во сколько баллов
вы оцениваете наш портал?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за Ваше мнение!
14 февраля 2025, 16:29
Законодательство и юридическая практика

Внесудебное взыскание налоговых задолженностей в 2025 году: к чему готовиться должникам

С 1 ноября 2025 года в России планируется введение нового порядка взыскания налоговых задолженностей с физических лиц. Соответствующий законопроект № 782260-8 внесен в Государственную думу РФ и рекомендован к принятию в первом чтении Комитетом по государственному строительству и законодательству. Если закон примут, а в этом мало сомнений, налоговые органы смогут списывать долги без суда, но только при соблюдении определенных условий. «Рынок Взыскания» выяснил, как будет работать новый механизм и к чему готовиться налоговым должникам.

Взыскать 100 млрд рублей и разгрузить суды

Согласно законопроекту № 782260-8, предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и ст. 12 и 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Эти поправки наделяют налоговые органы правом взыскивать задолженность с физических лиц во внесудебном порядке. 

Механизм будет действовать следующим образом. После выявления задолженности налоговый орган отразит ее на Едином налоговом счете (ЕНС) налогоплательщика и направит уведомление через личный кабинет или портал «Госуслуги». Если в течение 30 дней гражданин не представит возражений, налоговая служба начнет процедуру внесудебного взыскания. При несогласии с задолженностью налогоплательщик может подать возражения — в этом случае взыскание будет осуществляться в судебном порядке.

Такой порядок распространяется на все категории налогоплательщиков, но не касается случаев, когда задолженность взыскивается через приставов за счет имущества должника. В этом случае применяется иной порядок, предусмотренный Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), на 2024 год совокупная задолженность физических лиц перед государством превысила 100 млрд рублей. В настоящее время процедура взыскания налоговой задолженности требует судебного рассмотрения, что затрудняет оперативное пополнение бюджета и увеличивает нагрузку на суды. Новый механизм призван ускорить этот процесс и сделать его менее затратным.

Как избежать ошибок и не перегрузить суды?

Новый механизм взыскания налоговых задолженностей вызвал дискуссию среди экспертов. Одни считают его необходимым шагом к оптимизации налогового администрирования, другие предупреждают о возможных рисках.

Юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и партнеры» Илья Прядеин рассказал «Рынку Взыскания», что сам механизм внесудебного взыскания далеко не нов: аналогичные процедуры уже давно применяются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для физических лиц он вводится впервые, что вызывает вопросы о защите их прав.

«Законопроект № 782260-8 не предполагает автоматического списания задолженности без информирования налогоплательщика. Перед этим налоговый орган обязан выполнить несколько этапов: отразить сумму задолженности на Едином налоговом счете (ЕНС), направить уведомление, разместить информацию в реестре решений о взыскании и только потом инициировать списание. Если гражданин не согласен, он может подать заявление о перерасчете, обжаловать действия налоговой или потребовать возврата излишне списанной суммы через суд», — пояснил эксперт.

Налогоплательщикам придется внимательнее следить за уведомлениями в электронных сервисах ФНС и на «Госуслугах», поскольку пропущенный срок возражения может привести к автоматическому списанию.

Снизит ли новый порядок нагрузку на суды?

В пояснительной записке к законопроекту указано, что должники подают возражения на судебные приказы всего в 5% случаев. Это означает, что в подавляющем большинстве дел вмешательство суда оказывается формальностью.

«Если законопроект будет принят в нынешнем виде, нагрузка на мировые суды действительно снизится, поскольку споры, ранее рассматриваемые в судебном порядке, будут урегулироваться на стадии внесудебного взыскания. Однако это не исключает роста числа жалоб на налоговые органы, если граждане начнут активно оспаривать действия ФНС в вышестоящем порядке», — отметил эксперт.

Международный опыт

Внесудебное взыскание долгов по налогам практикуется в ряде европейских стран.

В Германии процедура взыскания налоговых задолженностей начинается с досудебного этапа: налоговые органы направляют должнику уведомление с указанием суммы долга, процентов и срока для добровольного погашения. Если долг не оплачен в установленный срок, налоговая служба может применить принудительное взыскание без обращения в суд. Для этого используется Pfändungs- und Einziehungsverfügung — постановление о взыскании и списании, которое позволяет налоговым органам списывать средства со счетов должника или накладывать арест на имущество. Однако если налогоплательщик оспаривает взыскание, дело может перейти в судебную плоскость. Суд здесь не является обязательным этапом, но может потребоваться в случае возражений со стороны должника.

Во Франции налоговые органы имеют право автоматически списывать задолженности со счетов налогоплательщиков в бесспорном порядке, особенно если платежи по налогам регулярно не поступают. При этом предусмотрены строгие процедуры оспаривания и защиты прав налогоплательщиков.

И хоть некоторые страны предоставляют налогоплательщикам возможность заранее устанавливать лимиты на автоматические списания, что снижает риск неожиданного изъятия значительных сумм, в России подобный механизм вряд ли возможен.

«Ограничения на автоматические списания не могут распространяться на случаи принудительного взыскания, поскольку решения налоговых органов являются обязательными для исполнения. В этом смысле российское законодательство придерживается жесткого подхода, направленного на обеспечение поступления налогов в бюджет», — заключает Илья Прядеин.

Таким образом, хотя законопроект и предполагает защитные механизмы для налогоплательщиков, его успешная реализация потребует от граждан повышенного внимания к налоговым уведомлениям и своевременного реагирования на возможные ошибки.

Перспективы и выводы

Введение внесудебного порядка взыскания налоговых задолженностей с физических лиц в 2025 году представляет собой значимый шаг в реформировании налоговой системы России. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), ежегодно суды рассматривают около 6 млн заявлений о взыскании налогов с граждан, при этом лишь 5% из них оспариваются, а в 0,4% случаев суды принимают сторону налогоплательщиков. Это свидетельствует о том, что большинство таких дел являются бесспорными и не требуют судебного вмешательства.

Эксперты отмечают, что предложенные изменения позволят значительно снизить нагрузку на судебную систему и ускорить процесс поступления средств в бюджет. Важно также обеспечить баланс между эффективностью налогового администрирования и защитой прав налогоплательщиков. В частности, необходимо предусмотреть четкие механизмы уведомления граждан о задолженностях и предоставить им достаточные возможности для оспаривания неправомерных начислений.

Для успешной реализации положений закона потребуется тщательная проработка процедур и механизмов взаимодействия между налоговыми органами и гражданами, а также повышение финансовой грамотности населения. Только при соблюдении этих условий можно ожидать положительного эффекта от внедрения внесудебного порядка взыскания налоговых задолженностей.

Больше полезного контента для профессиональных взыскателей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Читать далее:

Поделиться :

Запросить доступ