Как эффективно работать с ФССП: секреты профессиональных взыскателей
Судебные приставы в 2023 году смогли осуществить взыскание по 35% исполнительных производств имущественного характера, а общая сумма взысканного составила 15,5% от объема требований. Такие данные содержатся в отчете Федеральной службы судебных приставов (ФССП), опубликованном на официальном сайте ведомства. Можно ли повысить эффективность взыскания и от чего она зависит? По мнению экспертов рынка, большую роль играет взаимодействие коллекторов, банков и МФО с судебными приставами. «Рынок Взыскания» разобрался, как это взаимодействие организовано сегодня и есть ли «лайфхаки», как его улучшить.
С чего начинается принудительное взыскание
Согласно федеральному закону «Об исполнительном производстве» (№ 229-ФЗ), для открытия ИП имущественного характера взыскатель или его представитель должен предоставить ФССП заявление, а также исполнительный документ. Чаще всего это судебный приказ или исполнительный лист.
В последнее время популярность набирает другой исполнительный документ — исполнительная надпись нотариуса. По словам Никиты Полосухина, операционного директора ООО ПКО «Филберт», в 2024 году число исполнительных надписей в портфелях на продажу превысило отметку 35%. Такая популярность вызвана тем, что надпись крайне непросто отменить и очень просто получить.
«Одно из самых важных преимуществ нотариальной надписи, которое в том числе перебивает ее высокую стоимость, — это то, что из 100 поданных заявлений мы получаем 100 нотариальных надписей. Не так, как при работе с судами, когда в промежутке мы можем потерять несколько документов просто из-за человеческого фактора. <…> Нотариальные надписи вошли в нашу жизнь раз и навсегда и будут двигаться вперед», — отметил Никита Полосухин на конференции «Аналитика и финансы долговых портфелей 2.0».
Важно пояснить, что взыскание с помощью исполнительной надписи нотариуса возможно только в том случае, если такой способ прописан в договоре займа между кредитором и должником. Впрочем, сегодня все больше кредиторов включают этот пункт в свои договоры. В ближайшее время на взыскание через нотариусов могут перевести и долги за услуги ЖКХ, если соответствующий законопроект будет принят Госдумой.
«Главная цель взаимодействия с приставом — это исполнение судебного акта. Быстро и корректно выполненные действия со стороны пристава являются залогом успеха в этой процедуре. <…> Электронные исполнительные документы и электронная исполнительная надпись действительно одни из самых быстрых способов возбуждения исполнительного производства и последующего его сопровождения», — рассказала «Рынку Взыскания» Анфиса Боровских, технический директор ООО ПКО «АСВ».
Относительно работы коллекторов с ФССП секрет прост: чем раньше будет открыто ИП и пристав начнет мероприятие, тем лучше. Исполнительная надпись серьезно сокращает время.
Электронное взаимодействие
Когда исполнительное производство открыто, а в отношении должника применяются меры принудительного взыскания, на первый план выходят проблемы взаимодействия с судебными приставами. Профессионалы рынка предпочитают перенести максимум такой работы в цифровой формат.
Для этого существует два решения:
- Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
- Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
«Использование предусмотренных сервисами ЕПГУ и СМЭВ форм обращения к приставам является основой того “электронного диалога” с ФССП, который выстраивают взыскатели и СПИ. Также электронные исполнительные документы существенно упрощают процесс приема и регистрации исполдока в ОСП, нивелируют ошибки при внесении данных со стороны пристава или утрате документа», — полагает Анфиса Боровских.
Эти инструменты позволяют коллекторам следить за ходом исполнительного производства, подавать необходимые ходатайства, актуализировать данные о должнике и так далее.
«Вы в режиме реального времени забираете из АИС необходимые данные и потом уже принимаете решение, нужно ли делать ходатайство или нет», — рассказывал Григорий Галицкий, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «ГК ФИН» на конференции НАПКА «2024: перезагрузка рынка взыскания» об особенностях работы со СМЭВ.
По словам эксперта, электронные запросы не раздражают надзор, но при этом позволяют получить до 90% всей необходимой информации. О необходимости оцифровки взаимодействия с приставами говорят не только владельцы коллекторских агентств, но и участники рынка микрофинансовых компаний.
«За последнее время ничего кардинально не изменилось, основные проблемы при взаимодействии с ФССП — это загруженность ведомства, текучесть специалистов. Ключевое направление, которое мы сейчас развиваем в работе с ФССП, — это автоматизация процессов взаимодействия с ведомством. К этому стремятся все ключевые участники микрофинансового и кредитного рынка», — рассказал «Рынку Взыскания» Роман Макаров, генеральный директор МФК «Займер».
Взаимодействие «на земле»
Несмотря на наличие современных технологий, профессиональным взыскателям нередко приходится лично посещать отделения ФССП и общаться с приставами. О наличии такой проблемы на конференции «Аналитика и финансы долговых портфелей 2.0» рассказал Давид Цацуа, генеральный директор ООО ПКО «Столичное АВД».
«В последний год мы заметили тенденцию, что нам не возвращаются акты о невозможности взыскания. В огромных количествах в ОСП лежат кучи документов, которые к нам не приходят. <…> Я начал разбираться со всей этой ситуации и понял, что огромное количество коллекторских компаний присылают своих людей в ФССП», — пояснил Давид Цацуа.
Чтобы ускорить «живую» коммуникацию между агентством и ФССП, существуют две методики. Взыскатель может пойти трудоемким путем и открыть представительства в ключевых для себя регионах. Еще один вариант предполагает использование людей на аутсорсе — к примеру, курьерские компании. Именно этот вариант был выбран руководителем «Столичного АВД».
«Что мы сделали? Отправили туда курьеров, стоимость которых составила примерно 900 рублей за один выезд. Раз в месяц он приезжает туда с доверенностью, забирает документы и отправляет. Разумеется, эту экспертизу нужно нарабатывать, поскольку далеко не все идут на контакт. Однако это дело движется и работает. Это здорово, классно, разгружает [приставов], при этом вы не тратите свои ресурсы и свои деньги», — поделился опытом Давид Цацуа.
О необходимости взаимодействия с ФССП «на земле» также рассказала представитель ООО ПКО «АСВ».
«Иногда действительно есть необходимость в личном присутствии представителя в ОСП для непосредственного общения с приставами. Это может помочь в акцентировании внимания на конкретных делах и ускорении их обработки», — пояснила Анфиса Боровских.
Личное взаимодействие с судебными приставами не понадобится, когда все исполнительное производство будет оцифровано. К этому стремятся и взыскатели, и регулятор. Однако на 2024 год в электронном взаимодействии с ФССП остается еще много белых пятен.
Хотите быть в курсе полезных новостей и аналитики о сфере взыскания? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал.